Юрьев день

22.09.200300:00

Тема поддержки малого и среднего бизнеса является традиционной в предвыборном репертуаре всех российских партий. Причем всякий раз выступление «оркестра» предпринимательских защитников разворачивается по сценарию известной басни Крылова. В результате на свет появляются бесполезные, а иногда и вредные инициативы. Текущее обострение партийной любви к малым и средним бизнесменам от предыдущих отличается лишь повышенным «градусом» абсурда в некоторых из предлагаемых новаций.

Стремясь облегчить предпринимателям жизнь и благодаря этому заручиться их голосами, депутаты приняли в третьем чтении поправки к закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». По новому закону плановые проверки малого бизнеса можно будет проводить только через три года после момента госрегистрации предприятия. Напомним, что эта инициатива была одной из ключевых в прошлогоднем президентском послании Федеральному Собранию. Тогда Владимир Путин, посетовав на засилье чиновников, предложил «установить «мораторий» на проверки для малых предприятий хотя бы на первые три года их работы». Принятые поправки между тем вряд ли прибавят популярности депутатам. У самих предпринимателей они могут вызвать только раздражение, поскольку реальной пользы не принесут. «Мораторий» наложен лишь на плановые проверки. Бичом же малого бизнеса являются как раз проверки внеплановые. Кроме того, запрет не касается деятельности основных «хищников», промышляющих в нише малого и среднего бизнеса, – милиции и налоговиков.

«По сути эти поправки не мешают проведению проверок, – считает управляющая фондом защиты прав предпринимателей «Деловая перспектива» Дина Крылова. – Основанием для внеплановой проверки может стать жалоба потребителя. Такую жалобу сотрудники госорганов вполне могут сфабриковать сами и нагрянуть с проверкой. Иногда они даже этим себя не утруждают, пользуясь юридической безграмотностью представителей малого бизнеса. Такие ничем не мотивированные поборы учащаются накануне праздников, когда сотрудникам органов хочется бесплатно организовать себе праздничный стол».

Впрочем, на фоне последних инициатив Министерства по налогам и сборам (МНС) депутатские новшества, несмотря на свою ограниченную полезность, звучат еще вполне прилично. У налоговиков предвыборная «фуга» получилась, как говорится, на редкость. Во-первых, с 1 января 2004 года бизнесмены, вероятно, будут лишены возможности регистрировать новую компанию с помощью специализированных фирм. Услуги посредников, которые ускоряют процедуру регистрации, пользуясь своими контактами в среде должностных лиц, стоят недорого: от $100 (регистрация может занять две-три недели) до $300 (в этом случае всего пару дней). В случае принятия поправок МНС бизнесменам придется лично тратить свое время в очередях. Налоговики объясняют необходимость этой меры тем, что доверенное лицо нельзя привлечь к ответственности, например, за предоставление ложных сведений. Во-вторых, у компаний будет новая обязанность: в трехдневный срок информировать МНС обо всех изменениях внутри структуры компании – в частности, о смене директора или адреса. Сведения эти будут заноситься в единый госреестр и могут стать определяющими, например, для банков при предоставлении кредита. Невыполнение данного требования может привести к серьезным последствиям. Например, компании может быть отказано в выдаче кредита, если имена действующего управляющего и записанного в реестре будут различаться.

Но все эти новации бледнеют в сравнении с другой революционной идеей налоговиков. Со следующего года МНС готово регистрировать в качестве предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) детей, достигших четырнадцатилетнего возраста. Юные бизнесмены получат право самостоятельно закупать товар, подписывать договоры об аренде торгового помещения, проводить через банк платежи с письменного разрешения родителей или опекунов. Они же будут отвечать по всем обязательствам несовершеннолетнего в случае его банкротства или иных действий, за которые предусмотрена имущественная ответственность. Очевидно, что институт «семейной поруки», как, впрочем, и госрегистрации 14-летних «капитанов бизнеса», может привести к острому конфликту с действующим законодательством. В частности, ответственность за налоговые преступления наступает по действующему законодательству лишь с 18 лет. Эта нестыковка открывает просто невиданные возможности для различных фискальных схем, «детских офшоров», главным пострадавшим от которых окажется именно МНС. Такие опасения позволяют надеяться, что хотя бы это предложение МНС останется лишь на бумаге.