Top.Mail.Ru
архив

Юрлицам дадут в лизинг

Пополнение корпоративного автопарка на основе долгосрочной аренды, давно и успешно практикуемое в Европе и Америке, отечественным компаниям пока в новинку. Тем не менее лизинг легковых автомобилей постепенно становится реальностью и в России. Корреспондент "Ко" побеседовал с пионерами рынка лизинговых услуг о развитии и перспективах нового бизнеса.

"Богатство заключается в пользовании, а не в праве собственности", - изрек некогда Аристотель. Эта бессмертная истина, видимо, и вдохновляла основателей лизинговых компаний. Первый исторически документированный случай заключения договора лизинга относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель, отправляясь покорять Британию, арендовал корабли у нормандских судовладельцев. Само же слово leasing появилось гораздо позже. Его ввела в обиход американская телефонная компания Bell, принявшая в 1877 году решение не продавать свои аппараты, а предоставлять их пользователям на правах долгосрочной аренды - лизинга.

Сегодня в развитых странах со свободной экономикой институт лизинга пользуется чрезвычайной популярностью. По закону в лизинг дается любое движимое или недвижимое имущество, если только оно не запрещено к свободному обращению на рынке и не расходуется арендатором в ходе эксплуатации. Существует более десятка разновидностей лизинговых схем, но в отношении движимого имущества (в нашем случае - автомобиля) чаще всего применяется так называемый финансовый лизинг (finance leasing). В рамках этой схемы предмет лизинговой сделки предоставляется в пользование фирме-арендатору на срок, максимально приближенный к сроку службы. По окончании действия договора пользователь волен вернуть имущество лизинговой компании или выкупить его по остаточной стоимости.

Секрет популярности долгосрочной аренды - в налоговых льготах, предоставляемых участникам сделки. Не являясь собственником (имущество остается на балансе лизингодателя), арендатор автоматически освобождается от выплаты соответствующего налога. К тому же лизинговые платежи снижают налогооблагаемую прибыль, так как относятся на издержки производства арендатора. Наконец, лизинг освобождает фирму-арендатора от крупных единовременных инвестиций. Таким образом, совокупность всех положительных сторон лизинговой сделки, безусловно, перевешивает ее единственный минус - приобретение чего бы то ни было в лизинг всегда обходится дороже прямой покупки и даже покупки в кредит.

Лизинг по-русски

Подобно кока-коле, свободному предпринимательству и прочей буржуазной заразе лизинг советскому народу был глубоко чужд (американские поставки по ленд-лизу в годы Великой Отечественной не в счет). Поэтому первые попытки внедрить долгосрочную аренду в России стали предприниматься лишь в начале 90-х. Впрочем, несмотря на провозглашенную либерализацию экономики, препятствий на пути лизинга в постсоветское пространство оставалось предостаточно. Против долгосрочной аренды работали буквально все факторы: от низкого уровня развития малого и среднего бизнеса (а именно его представители являются основными клиентами лизинговых компаний на Западе) до проблем кредитования и отсутствия четкой законодательной базы, мешавших появлению самих лизинговых компаний.

Тем не менее "первая капиталистическая пятилетка" дала свои результаты. По данным Государственной регистрационной палаты при Минэкономики РФ, к сентябрю 1997 года в России существовало 301 предприятие, предоставляющее лизинговые услуги (274 отечественных и 27 нерезидентов). Правда, речь в основном шла о лизинге промышленного и торгового оборудования.

Толчком к развитию долгосрочной аренды автотранспорта (равно как и других объектов) стало принятие в октябре 1998 года федерального закона "О лизинге". Компании, специализирующиеся на лизинге автомобилей, появились на российском рынке буквально через несколько месяцев.

Практически все лизинговые компании строят отношения с клиентами по одной схеме. Доказав арендодателю свою кредитоспособность с помощью объемистого пакета документов и справок, арендатор вносит авансовый платеж (как правило, это 30 - 40% розничной стоимости автомобиля), оплачивает страховку и получает машину в пользование. Дальнейшие взаимоотношения арендатора с арендодателем сводятся к своевременному внесению ежемесячных лизинговых платежей (их размер зависит от стоимости автомобиля). По истечении 27 или 36 месяцев (именно такие сроки часто встречается в лизинговых договорах) арендатор может выкупить автомобиль по остаточной стоимости либо вернуть его хозяину.

Нетрудно заметить, что описанная схема практически копирует классический финансовый лизинг, но с небольшой поправкой на российскую действительность. Речь идет об обязательном авансовом платеже, взимаемом с арендатора при заключении сделки. Лизинговые компании объясняют это с подкупающей простотой: "Мы, конечно, доверяем своим клиентам, но машина, понимаете ли, на колесах и уехать может очень далеко". Приходится признать, что в этой шутке есть большая доля истины: риски отечественных лизингодателей несоизмеримо выше, чем у их иностранных коллег. Согласитесь, что необходимость вносить часть денег авансом делает долгосрочную аренду подозрительно похожей на продажу в кредит. Не желая бросать тень на какую-либо из действующих лизинговых компаний, рискну утверждать, что подобная схема ухода от налогов не лишена привлекательности.

Впрочем, наличие авансового платежа даже закреплено законодательно. Определен и его максимально допустимый размер. По утверждению генерального директора компании "Питер Лада Лизинг" Михаила Соловьева, сделка признается лизинговой только в том случае, если авансовый платеж не превышает 50% розничной стоимости автомобиля.

Пионеры рынка

Пальму первенства на рынке лизинга автомобилей держит "Кельвин" - дочерняя фирма компании "Рольф Холдинг", дистрибутора автомобилей Mitsubishi. С января 1999 года "Кельвин" начала работу с корпоративными клиентами в Москве и Санкт-Петербурге. Арендаторам предлагается весь модельный ряд Mitsubishi, доступный на российском рынке. По словам директора ЗАО "Кельвин" Леонида Никитина, с момента основания компании удалось передать в лизинг около 150 автомобилей. "Это действительно очень много, - не без гордости заявляет Никитин. - А в следующем году мы намерены утроить число наших клиентов".

Чуть позже, в апреле 1999 года, вышел на рынок альянс Ford Credit Europe и лизинговой кампании "Руст", дочернего подразделения Санкт-Петербургского банка Сбербанка РФ. По утверждению менеджера по развитию лизинга "Форд Кредит Россия" (подразделение компании Ford Credit Europe) Евгения Асташкина, в лизинговом активе Ford немногим более 200 автомобилей. "Правда, большая их часть была передана в лизинг в 1997 году, когда официального соглашения с "Руст" еще не было", - уточнил Асташкин. Речь идет о двух партиях микроавтобусов Ford Transit, переданных в лизинг автотранспортному предприятию "3-й таксомоторный парк" (Санкт-Петербург).

Самой молодой из опрошенных лизинговых компаний оказалась "Питер Лада Лизинг" - дочерняя структура ЗАО "Питер Лада", дилера "АвтоВАЗа" в Северо-Западном регионе. Нетрудно догадаться, что свои три месяца работы на рынке компания посвятила лизингу продукции Волжского автозавода. По признанию директора "Питер Лада Лизинг" Михаила Соловьева, говорить о каких-либо конкретных результатах пока рано, однако интерес к машинам есть и "перспективы самые радужные". Впрочем, оптимизм руководителя основан скорее на ожиданиях, связанных с предстоящей продажей компании коммерческому банку "Санкт-Петербург".

Депутаты помогают лизингу

Сегодня, когда российский рынок лизинга легковых автомобилей только начинает развиваться, долгосрочной арендой пользуются в основном представительства западных компаний. Привычные к лизингу иностранцы составляют в настоящее время подавляющее большинство клиентов. "60% заявок поступает к нам именно от нерезидентов", - отметил Евгений Асташкин.

Как бы там ни было, все участники рынка сходятся во мнении, что доля лизинговых сделок в общем объеме реализации автомобилей будет неуклонно расти. Кстати, толчком к этому послужит введение обязательного декларирования частными лицами расходов на крупные покупки. Эта мера закрывает традиционный путь ухода от налога на приобретение автотранспорта (он составляет 20%) юридическими лицами. Как известно, предприятия предпочитали оформлять машины на сотрудников. С 1 января 2000 года проделать это будет гораздо сложнее.

Появление на рынке новых игроков и развитие конкуренции естественным образом должны повлиять и на снижение порога требований к финансовому состоянию потенциальных арендаторов, что в существующих условиях повлечет за собой и реальный рост клиентуры лизинговых компаний.

"Конечно, говорить о достижении в ближайшие год-полтора европейского уровня лизинга в 30% от общего числа реализуемых автомобилей было бы слишком оптимистично, но тенденция к росту спроса на услуги лизинговых компаний прослеживается в России весьма отчетливо", - считает Евгений Асташкин.

Еще по теме