«Ювелирное изделие — как платье в шкафу. Его нужно выгуливать, показывать, демонстрировать»

Русское ювелирное искусство зародилось несколько столетий назад. Его расцвет пришелся на ХIX век, когда свои шедевры создавали Карл Фаберже, Павел Овчинников, Иероним Позье, династия Оловянишниковых и другие мастера. Что происходит с российской ювелирной отраслью сегодня и как русская культура оставила свой след в ДНК европейских высоких брендов, в интервью «Компании» рассказала президент ассоциации «Национальные ювелирные бренды России» Марина Кудрина

В каком состоянии находится российский ювелирный рынок сегодня? Насколько популярны отечественные ювелирные бренды?

— Я наблюдаю за тем, что происходит в российской ювелирной отрасли, уже более 20 лет и могу сказать, что наши ювелиры давно готовы выйти на мировой рынок. В 2017 году мы стали организаторами национального стенда ювелиров на лондонской выставке по программе Made in Russia и вывезли на нее восемь российских ювелирных брендов. Каждый бренд представил ту или иную ювелирную технику, отражающую лицо каждого из брендов. Тогда Associated Press писала об отечественных ювелирах и снимала сюжет. Запад восторгался: «Приехали безумные русские, привезли безумные украшения: они сделаны вручную!»

Чем была обусловлена такая яркая реакция?

— Дело в том, что у высоких брендов, например таких как Dior и Chanel, как правило, экспериментальные ювелирные вещи лимитированы. Они выпускаются исключительно для привлечения внимания. Основная же часть их ювелирных изделий — это все же масс-маркет. Наши же ювелиры очень много работают с использованием ювелирных техник, даже в масс-маркете, что делает их уровень на порядок выше.

Как это сказывается на маржинальности отечественных брендов?

— Российские ювелиры пока не научились формировать маржинальность и только начинают думать о появлении своих брендов. Также они начали понимать, что у каждого уважающего себя предприятия обязательно должны быть экспериментальные вещи, которые демонстрируют их возможности. И вот вам результат: к этому сентябрю многие производства выдали суперсовременные, технологичные ювелирные вещи с использованием ручного труда, где обязательно присутствуют и ювелирные техники. Девиз нашей ассоциации — «Традиции в современном воплощении». И мы с успехом воплощаем его в жизнь.

Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»
Раньше мировые бренды часто вдохновлялись русской культурой при создании ювелирных украшений и не только. А сейчас?

— В этом году французский ювелирный дом Boucheron выпустил коллекцию в стиле конструктивизма. И даже выдал интерактивное представление ее, которое очень напоминает картины Василия Кандинского. Вполне понятно, что с 1868 года постоянно делая посвящения России в своих коллекциях (последняя коллекция — «Императорская зима», 2017 год, где центральным стало колье «Байкал»), бренд не может сегодня напрямую цитировать это. Но остается честен перед своими принципами.

Получается, цитировать продолжают, но не говорят об этом напрямую?

— Да, русская культура прослеживается в коллекциях многих зарубежных брендов. Например, Chanel также из года в год создает коллекции — посвящения России. Вспомним коллекцию кокошников Карла Лагерфельда для прославленного бренда, а также изумительную коллекцию Le Paris Russe de CHANEL, которая продолжает развиваться с 2019 года. И в линейке двухлетней давности были использованы узоры оренбургских платков и русских кружев. Учитывая историю бренда и дружбу великой Коко Шанель с русскими князьями, которые очень много поддерживали ее, это дань признания бренда русской культуре.

Если мы говорим о развитии наших брендов внутри страны, насколько им удалось за эти полтора года занять нишу ушедших Cartier, Bvlgari и других игроков премиального сегмента?

— Основные проблемы российской ювелирной отрасли — отсутствие традиции продвижения. Ювелиры умеют все. Они на самом деле с честью несут традиции русской ювелирной школы. Но… продвижение — это слабое место ювелирной отрасли и ее упущенные возможности. Однако в последнее время все же наблюдается понимание того, что для узнаваемости необходимо появляться в информационном поле экспертов и покупателей, демонстрировать свои возможности и то, как эволюционируют их коллекции. Ведь ювелирное изделие — как платье в шкафу: его нужно выгуливать, представлять, демонстрировать.

Возрос ли интерес к ювелирным изделиям со стороны российских потребителей из элитного сегмента как к инвестиции?

— Да, возрос и будет возрастать по мере просвещения этой категории потребителя. С ней нужно работать. Особенно в категории «арт».

Как бы вы спрогнозировали объем отечественного рынка ювелирных изделий в обозримом будущем?

— Я не могу спрогнозировать точные цифры, но однозначно будет расти признание российских ювелиров в люксовом сегменте. Люди уже начали понимать, что это те ценности, которые никогда не упадут в цене, являясь произведением ювелирного искусства. Что касается других сегментов — люди станут обращать внимание по мере популяризации ювелирного искусства на ювелирные техники, качество камней и их обработку, а не на драгоценность материалов. Также будут популярны необычные дизайны и инновационные материалы и технологии в среде активных, продвинутых людей.

Как, на ваш взгляд, может измениться число игроков и их формат (МСБ или крупные бренды)?

— Думаю, что рынок будет формироваться так: порядка 40 высоких национальных брендов, порядка 3–4 крупных компаний, торгующих масс-маркетом. Конкуренция будет достигаться за счет демпинга.

Что ждет российскую ювелирную отрасль в ближайшие пять лет?

— Мне кажется, сейчас у отрасли уже сформировалось понимание того, что необходимо потребителю. Задача современных российских ювелиров сегодня состоит в том, чтобы занять нишу национальных брендов, демонстрируя свои уникальные возможности с помощью небольшого процента экспериментальных вещей, а вот бизнес строить — на модном, часто сменяемом масс-маркете, доступном для всех. Как пример — Карл Фаберже, величайший менеджер с огромным пониманием ювелирного бизнеса и отличной интуицией, где имидж фирмы, ее лицо создавались с помощью дорогих императорских подарков, а бизнес строился на огромном количестве масс-маркета, разбросанном сейчас по всему миру.

Таким образом, задача современного ювелирного бренда — удивлять, вызывать восторг у верхнего сегмента покупателей и не забывать про активное молодое поколение масс-маркета. И за это люди будут ему благодарны.

Поэтому прогноз хороший, курс на развитие взят активный. Причем не только на создание украшений, но и на освоение азов продвижения, обучение кадров и, конечно же, сотрудничество.