«Ювелирное изделие — как платье в шкафу. Его нужно выгуливать, показывать, демонстрировать»
Русское ювелирное искусство зародилось несколько столетий назад. Его расцвет пришелся на ХIX век, когда свои шедевры создавали Карл Фаберже, Павел Овчинников, Иероним Позье, династия Оловянишниковых и другие мастера. Что происходит с российской ювелирной отраслью сегодня и как русская культура оставила свой след в ДНК европейских высоких брендов, в интервью «Компании» рассказала президент ассоциации «Национальные ювелирные бренды России» Марина Кудрина.
— Я наблюдаю за тем, что происходит в российской ювелирной отрасли, уже более 20 лет и могу сказать, что наши ювелиры давно готовы выйти на мировой рынок. В 2017 году мы стали организаторами национального стенда ювелиров на лондонской выставке по программе Made in Russia и вывезли на нее восемь российских ювелирных брендов. Каждый бренд представил ту или иную ювелирную технику, отражающую лицо каждого из брендов. Тогда Associated Press писала об отечественных ювелирах и снимала сюжет. Запад восторгался: «Приехали безумные русские, привезли безумные украшения: они сделаны вручную!»
— Дело в том, что у высоких брендов, например таких как Dior и Chanel, как правило, экспериментальные ювелирные вещи лимитированы. Они выпускаются исключительно для привлечения внимания. Основная же часть их ювелирных изделий — это все же масс-маркет. Наши же ювелиры очень много работают с использованием ювелирных техник, даже в масс-маркете, что делает их уровень на порядок выше.
— Российские ювелиры пока не научились формировать маржинальность и только начинают думать о появлении своих брендов. Также они начали понимать, что у каждого уважающего себя предприятия обязательно должны быть экспериментальные вещи, которые демонстрируют их возможности. И вот вам результат: к этому сентябрю многие производства выдали суперсовременные, технологичные ювелирные вещи с использованием ручного труда, где обязательно присутствуют и ювелирные техники. Девиз нашей ассоциации — «Традиции в современном воплощении». И мы с успехом воплощаем его в жизнь.
— В этом году французский ювелирный дом Boucheron выпустил коллекцию в стиле конструктивизма. И даже выдал интерактивное представление ее, которое очень напоминает картины Василия Кандинского. Вполне понятно, что с 1868 года постоянно делая посвящения России в своих коллекциях (последняя коллекция — «Императорская зима», 2017 год, где центральным стало колье «Байкал»), бренд не может сегодня напрямую цитировать это. Но остается честен перед своими принципами.
— Да, русская культура прослеживается в коллекциях многих зарубежных брендов. Например, Chanel также из года в год создает коллекции — посвящения России. Вспомним коллекцию кокошников Карла Лагерфельда для прославленного бренда, а также изумительную коллекцию Le Paris Russe de CHANEL, которая продолжает развиваться с 2019 года. И в линейке двухлетней давности были использованы узоры оренбургских платков и русских кружев. Учитывая историю бренда и дружбу великой Коко Шанель с русскими князьями, которые очень много поддерживали ее, это дань признания бренда русской культуре.
— Основные проблемы российской ювелирной отрасли — отсутствие традиции продвижения. Ювелиры умеют все. Они на самом деле с честью несут традиции русской ювелирной школы. Но… продвижение — это слабое место ювелирной отрасли и ее упущенные возможности. Однако в последнее время все же наблюдается понимание того, что для узнаваемости необходимо появляться в информационном поле экспертов и покупателей, демонстрировать свои возможности и то, как эволюционируют их коллекции. Ведь ювелирное изделие — как платье в шкафу: его нужно выгуливать, представлять, демонстрировать.
— Да, возрос и будет возрастать по мере просвещения этой категории потребителя. С ней нужно работать. Особенно в категории «арт».
— Я не могу спрогнозировать точные цифры, но однозначно будет расти признание российских ювелиров в люксовом сегменте. Люди уже начали понимать, что это те ценности, которые никогда не упадут в цене, являясь произведением ювелирного искусства. Что касается других сегментов — люди станут обращать внимание по мере популяризации ювелирного искусства на ювелирные техники, качество камней и их обработку, а не на драгоценность материалов. Также будут популярны необычные дизайны и инновационные материалы и технологии в среде активных, продвинутых людей.
— Думаю, что рынок будет формироваться так: порядка 40 высоких национальных брендов, порядка 3–4 крупных компаний, торгующих масс-маркетом. Конкуренция будет достигаться за счет демпинга.
— Мне кажется, сейчас у отрасли уже сформировалось понимание того, что необходимо потребителю. Задача современных российских ювелиров сегодня состоит в том, чтобы занять нишу национальных брендов, демонстрируя свои уникальные возможности с помощью небольшого процента экспериментальных вещей, а вот бизнес строить — на модном, часто сменяемом масс-маркете, доступном для всех. Как пример — Карл Фаберже, величайший менеджер с огромным пониманием ювелирного бизнеса и отличной интуицией, где имидж фирмы, ее лицо создавались с помощью дорогих императорских подарков, а бизнес строился на огромном количестве масс-маркета, разбросанном сейчас по всему миру.
Таким образом, задача современного ювелирного бренда — удивлять, вызывать восторг у верхнего сегмента покупателей и не забывать про активное молодое поколение масс-маркета. И за это люди будут ему благодарны.
Поэтому прогноз хороший, курс на развитие взят активный. Причем не только на создание украшений, но и на освоение азов продвижения, обучение кадров и, конечно же, сотрудничество.