Top.Mail.Ru
архив

За чистую монету

 

Каждое воскресенье у кинотеатра «Улан-Батор», на юго-западе Москвы, собираются несколько десятков мужчин, которые стоят на лестнице поодиночке, по двое или небольшими группами, разговаривают, заговорщически что-то друг другу показывают. Это нумизматы. Как признался «Ко» владелец аукционного дома «Знакъ» Илья Горянов, он и сам часто бывает в этом месте. Однако для него нумизматика стала одним из направлений бизнеса. В 2005 г. Горянов вместе с двумя партнерами создал аукционный дом, специализирующийся на торгах российскими наградами, орденами, нумизматикой и предметами русской старины. Большинство лотов дома «Знакъ» – это отечественные предметы XIX века стоимостью от тысячи до нескольких миллионов долларов. При этом торги ориентированы исключительно на наших коллекционеров: по российскому законодательству, любые предметы старше 50 лет считаются антиквариатом и не могут быть вывезены из страны.

 

Пожалей меня за ордена!

К моменту выхода компании «Знакъ» на рынок в этом сегменте работал только один аукционный дом – фирма «Монеты и медали», по сути, отдел нумизматики и фалеристики российского аукционного дома «Гелос», сотрудники которого с 1996 года стали проводить аукционы самостоятельно. По словам Ильи Горянова, в то время об аукционах в целом говорили с усмешкой, а к торговле подобными предметами относились с подозрением. «Отношение у людей было негативное, считалось, что там обманывают. Легко можно было нарваться на подделку или по нескольку лет не получать денег за свою вещь», – рассказывает эксперт. Создатели новой фирмы решили проводить жесткий отбор – не выставлять предметов низкого уровня и стараться торговать редкими вещами, причем акцент был сделан на награды – фалеристику. Как говорит Илья Горянов, на рынке есть ордена, которые могут стоить по $5–6 млн. Так, на прошедшие недавно майские торги был выставлен редчайший топ-лот с эстимейтом 21 млн руб. – комплект знаков ордена Святого Георгия I степени, принадлежавший австрийскому фельдмаршалу Шварценбергу. С молотка в итоге он ушел за 27 млн руб., притом что общий объем продаж майского аукциона составил примерно 60 млн руб. Это обычная сумма, в последнее время объем продаж «Знака» с одних торгов составляет около 50–80 млн руб. С учетом того, что каждый год проводится три аукциона, получается сумма приблизительно в 150 млн руб. ежегодно.

За последнее время ситуация на рынке постепенно изменилась, а ниша фалеристики и нумизматики в России серьезно развилась. В итоге к 2008 г. на отечественном рынке в этом сегменте работало, по подсчетам Ильи Горянова, уже 14 фирм. Однако кризис серьезно «просеял» ряды игроков. По оценкам участников, после 2008 г. объем продаж на аукционном рынке упал в два раза, а среди клиентов в основном остались только коллекционеры. «Раньше это были очень легкие деньги: можно было купить практически любой предмет антиквариата и через полгода получить за него в два раза больше. Очень много денег было вложено инвесторами, но после лета 2008 г. эти клиенты ушли. Сейчас инвесторы и дилеры не покупают ничего на аукционах», – рассказывает Горянов. По его подсчетам, из 14 фирм сейчас на рынке осталось только 6–7, а остальные аукционные дома в кризис разорились. По приблизительным оценкам «Знака», на них, а также на «Монеты и медали» приходится примерно по 30–40% рынка.

 

Конкурентный рынок

По словам Ильи Горянова, в настоящий момент на рынке осталось мало покупателей, поэтому конкуренты пытаются разными способами сделать так, чтобы люди покупали именно у них. «Для этого вводятся различные специальные программы. У нас, например, есть программа VIP-карточек, которые мы выдаем нашим главным клиентам», – поясняет эксперт. При этом некоторые игроки подчас используют нечистоплотные методы конкурентной борьбы. Например, по данным источников «Ко», периодически подкупаются работники музеев, которые могут выдать неправильное заключение о подлинности предмета, то есть по заказу написать, что он либо подлинный, либо фальшивый. Кроме того, работе аукционных домов мешают дилеры, работающие с клиентами напрямую. Для последних выходит дешевле, но покупатель не получает официальных гарантий подлинности и не сможет потом вернуть предмет, однако некоторые идут на этот риск сознательно. Чтобы нивелировать эту проблему, «Знакъ» использует, по сути, политику демпинга: компания берет с покупателей самую низкую комиссию – 3–5% и 10% с продавцов. Для сравнения: «Монеты и медали» получают с продавца 15%, а с покупателя – 5–10%. «Наши принципы давно понятны, у нас коммерческая организация, у них, наверное, другие задачи. В Европе и Америке с покупателей берут 18%, со сдатчика – 20%, и ничего. Удивляют, наоборот, низкие проценты», – отмечает гендиректор аукционного дома «Монеты и медали» Игорь Лаврук.

Еще одной сложностью при работе на этом рынке является большое количество подделок. Их в этом сегменте изготовить проще, чем в живописи, и качество фальшивок все время растет. Так, по рассказам директора портала ARTinvestment.ru Константина Бабулина, множество подделок производится на бывших военных заводах на Украине. При этом объем данного рынка не такой большой, как в других сегментах. «Однако, если есть один любитель, он и будет делать дому выручку», – подчеркивает Константин Бабулин. К примеру, по его словам, брат супруги бывшего московского мэра Виктор Батурин – наполеонист и собирает все, что связано с Наполеоном, включая табакерки и пр. «Для меня загадка, кто покупает все эти награды, каски, кокарды, но любители действительно есть, и в аукционных домах в России, Германии, Америке это хорошо продается», – говорит эксперт.

 

Покупай живопись!

В отличие от отечественных игроков, мировые лидеры – Sotheby's и Christie's – пока не проводят аукционы в России, ограничиваясь предаукционными выставками, цель которых – привлечь клиентов на торги за рубежом. За годы существования российского аукционного рынка мощный локальный аукцион так и не появился. На сегодняшний день на рынке вакантна ниша крупного локального аукционного дома – аукциона-события. Локальные лидеры во многих других странах вполне прекрасно себя чувствуют. «До последнего времени в России не было заметных домов всероссийского масштаба, которые могут привлечь, к примеру, иностранных покупателей. Наши игроки мелкие, и уровень предметов у них не соответствует стандартам крупных аукционных домов», – констатирует председатель совета директоров ГК «Русские инвестиции» Кирилл Игнатьев. По словам эксперта, в других странах имеются локальные лидеры, занимающие основную позицию на местном рынке, тогда как на мировом рынке доля их продаж не очень значительна – в частности, Стокгольмский аукционный дом.

Чтобы занять свободную нишу, в марте 2011 г. Илья Горянов организовал еще одну фирму – «Знакъ-Арт», которая будет заниматься торговлей живописью, серебром, фарфором, бронзой, то есть антиквариатом высшего ценового сегмента. «Просто в нынешних рамках стало немного тесно, бизнес «Знака» достиг потолка своего развития, поэтому хочется расширяться. Плюс у меня появились партнеры, являющиеся серьезными экспертами именно в этом разделе рынка», – объясняет Илья Горянов. В основном «Знакъ-Арт» собирается продавать полотна художников, чьи имена на слуху: Айвазовского, Шишкина, Маковского, Коровина и др. При этом Илья Горянов надеется получить доступ к подобным картинам благодаря связям среди коллекционеров и дилеров. По мнению Горянова, у крупных домов этого сегмента объемы продаж могут составлять 50–150 млн руб. Оценки Константина Бабулина несколько скромнее – $1–1,5 млн. «В настоящий момент этот рынок достаточно большой. В любом случае, если фирма занимается аукционной торговлей, то дополнение нового сегмента – это плюс, – добавляет Кирилл Игнатьев. Однако, по его словам, рынок не насыщен, поэтому правильно проводить торги даже среднего размера. Впрочем, по мнению Игоря Лаврука, гораздо полезнее для аукционного дома сосредоточиться на своей специализации. В частности, «Монеты и медали» точно не будут заниматься живописью, а если станут расширяться, то все равно за счет предметов коллекционирования, к примеру в сегменте филателии и книг.

На новом направлении у «Знака» могут возникнуть два препятствия. Во-первых, в живописи конкуренция между аукционными домами менее жесткая, чем в фалеристике и нумизматике. Дело в том, что на этом рынке представлены пока только небольшие игроки – Галерея Леонида Шишкина, «Совком», «Русские сезоны» и другие, а аукционный дом «Гелос» так и не сумел воспользоваться своим положением первого игрока, чтобы занять этот рынок. В 2011 г. очень много открывается аукционных домов именно в сегменте живописи и декоративно-прикладного искусства. В частности, недавно начал работу дом «Русская эмаль». Во-вторых, на эту же позицию претендует государство. Так, за последние годы самый большой резонанс вызвал Российский аукционный дом – совместный проект Сбербанка и Фонда имущества Санкт-Петербурга, созданный в 2009 году для продажи частного имущества по всей территории России и известный продажей объектов недвижимости. В конце прошлого года дом вышел на рынок искусства, проведя первый аукцион предметов искусства и антиквариата и продав на нем 55 лотов на общую сумму 45,9 млн руб. По мнению Кирилла Игнатьева, этот игрок вполне может претендовать на роль локального лидера рынка.