«За деньги — да»: россияне рассказали, как принимают решение о рождении детей
Финансовые возможности россияне называют одним из главных факторов, влияющих на их желание родить ребенка. Также для будущих родителей имеет значение доступность медицинской помощи, безопасность и льготная ипотека.
Чем выше доход, тем шире планы
Основным фактором в вопросе о рождении детей респонденты считают финансовые возможности (так ответили 47% опрошенных), следует из отчета «Новое российское общество: динамика настроений граждан» экспертов «Яков и Партнеры» и исследовательского холдинга РОМИР.
Как отмечается в исследовании, желание завести ребенка напрямую зависит от доходов граждан. При этом заметнее всего это желание возрастает при росте заработка до 80–120 тысяч рублей. Доля решающих завести детей продолжает расти, если уровень дохода превышает 120 тысяч рублей, и достигает 26%.
Согласно опросу, 16% россиян утвердительно ответили на вопрос, «собираетесь ли вы завести ребенка в обозримом будущем», еще 7% признались, что сделают это уже в течение ближайшего года.
Помимо финансов, значимую роль в принятии такого решения играют такие показатели, как доступность и качество медицинской помощи (22%) и, собственно, желание иметь детей (22%). Кроме того, на это влияют и меры поддержки со стороны государства — на это указали 15% респондентов.
Больше всего о желании завести детей говорят молодые респонденты (20–37 лет), реже — представители поколения X (38–58 лет). Для россиян в возрасте 18–19 лет в число главных факторов входят также качество образования (25%) и возможность совмещения семейной жизни с профессиональной карьерой (25%), отметила директор института «Яков и Партнеры» Елена Кузнецова.
Ответы разнятся также в зависимости от региона проживания респондентов. Так, заводить детей более склонны люди из малых населенных пунктов с населением менее 100 тысяч человек (22%). Чаще всего о планах родить ребенка говорили жители Дальневосточного федерального округа, а реже всего — жители Сибирского федерального округа.
«Для опрошенных жителей городов-миллионников, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, вторым по значимости фактором является безопасность для ребенка (23%)», — подчеркнула Кузнецова.
Как на рождаемость влияют меры поддержки
По мнению респондентов, наиболее эффективными мерами господдержки, которые нацелены на повышение рождаемости, являются улучшение условий декретного отпуска (35%), повышение доступности и качества медицинской помощи (34%), а также увеличение материнского капитала (33%). При этом пропаганда многодетной семьи занимает среди всех стимулов последнее место (18%).
Значимость этих факторов различается у опрошенных из разных категорий, говорит исполнительный директор РОМИР Инна Караева. Например, для женщин существенную роль играет улучшение условий декретного отпуска (52%) и качества медицинской помощи (49%). А респонденты в возрасте 20–37 лет среди главных факторов назвали повышение доступности детских садов и кружков (24%). Респонденты из поколения зумеров основным стимулом считают расширение программы семейной ипотеки (35%).
«В федеральных округах, где наблюдается наименьший процент желающих завести детей (Южном, Северо-Кавказском и Сибирском), значимую роль играют такие факторы, как повышение доступности детских садов и кружков (32%), а также расширение программы семейной ипотеки (23%)», — добавила Караева.
В мае 2024 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, в котором определил несколько целей развития страны. Одна из них — сохранение и повышение благополучия населения, а также поддержка семьи.
Согласно данным Росстата, по итогам прошлого года в России родилось 1,25 млн детей — это минимальное значение с 1999-го, когда рождаемость составила 1,21 млн. Так, в 2023 году родилось на 3% меньше детей, чем в 2022-м, и на 9,5% меньше, чем в 2021-м.
На сегодняшний день в РФ существует множество экономических стимулов, направленных на повышение рождаемости. В их числе материнский капитал, льготное кредитование для молодых семей, увеличение декретных выплат и другое. Такой набор экономических мер, очевидно, оказывает значимое влияния на желание россиян обзавестись семьей, говорит Михаил Хачатурян, к. э. н., доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета.
«С другой стороны, имеющиеся экономические стимулы имеют лишь ограниченную эффективность для повышения рождаемости. Как правило, показатель их эффективности не превышает 35–40%», — продолжает он. По словам Хачатуряна, повысить ее можно только в комплексе с решением социальных проблем — через повышение уровня жизни населения, обеспечение устойчивого роста заработных плат, увеличения эффективности социальной и медицинской сфер, качества образовательной сферы, числа дошкольных учреждений.
«Сегодня в России достигнут достаточно высокий социальный уровень, но очевидно, что для повышения рождаемости этот уровень необходимо не только сохранять, но и увеличивать», — заключил он.
Ключевым экономическим стимулом для повышения рождаемости остаются материнский капитал и региональные доплаты к нему, отмечает Дмитрий Журавлев, научный руководитель Института региональных проблем. Особенно он стал важен с тех пор, как с его помощью разрешили улучшать жилищные условия. «Кстати, сегодня это не только материнский, но и отцовский капитал. Но при всей важности материальных стимулов ими одними нельзя ограничиваться», — добавил он.