За двумя зайцами и обратно

Одна из крупнейших страховых компаний мира – Zurich Financial Services отправила на покой своего СЕО Рольфа Хуппи. Сразу после этого курс акций компании на Лондонской фондовой бирже подскочил на 8%. Акционеры имели все основания быть недовольными бывшим СЕО. Лелея наполеоновские планы по захвату всего мира, он истощил средства компании.

 

Первые шаги Рольфа Хуппи в качестве главного управляющего Zurich Financial Services были весьма успешными. Его избрание на пост СЕО компании в 1995 году было вполне логичным: Хуппи рассматривался как последователь Фритца Гербера, проработавшего на посту СЕО в течение 20 лет. В свое время молодой управленец Гербер привнес в консервативную политику компании свежие идеи. В результате прибыль Zurich выросла с 3,7 млрд швейцарских франков в 1976 году до 30 млрд швейцарских франков в 1996-м.

Относительно молодой Рольф Хуппи (в 1995 году ему было не более 40 лет) также олицетворял собой прогрессивный подход к управлению компанией. Выступая на совете директоров сразу после своего избрания на пост CEO, Хуппи заявил, что намерен вывести группу Zurich за рамки страхового рынка и сделать ее финансовым гигантом, способным предложить клиенту весь спектр финансовых услуг. Тогда это заявление было воспринято с энтузиазмом: такого прежде не делал никто. И Хуппи принялся проводить в жизнь новую политику.

 

«Магазин игрушек»

Для начала Хуппи решил реформировать международный бизнес Zurich Financial Services. Начиная с 1960-х в составе Zurich функционировал международный департамент. Он работал с несколькими клиентами – швейцарскими компаниями, которые вели дела за рубежом. Рольф Хуппи решил, что Zurich должна перешагнуть границы своего отечества и стать полноценной транснациональной корпорацией. С этой целью он начал лично курировать менеджеров отдела, побуждая их всемерно расширять международный бизнес Zurich.

При этом Хуппи больше всего интересовали сложные страховые случаи. Например, как-то раз компании Nestle потребовалось застраховать производственные мощности в Марокко. Менеджер Zurich, ответственный за Марокко, не хотел заключать договор страхования, так как подобных случаев в практике компании раньше не было. Рольф Хуппи провел совещание с менеджерами, заявив, что в страховом бизнесе наиболее важны сложные случаи и что умение разрешать проблемы делает компании честь. Марокканский договор был заключен, менеджеры Zurich перестали избегать нестандартных сложных случаев, а сам международный департамент внутри компании стали называть «Магазином игрушек Рольфа Хуппи»: подобно тому как из магазина игрушек ни один ребенок не уходит без покупки, так и ни один клиент не уходил из Zurich без твердой надежды на решение своей проблемы. Однако такая бизнес-политика требовала от Zurich гораздо больших ресурсов, чем предполагал Хуппи.

Содержание «магазина игрушек» оказалось для Zurich дорогим удовольствием.

 

Вширь & вглубь

«Магазин игрушек» был не единственным экспериментом менеджера. Хуппи стремился предложить каждому клиенту очень широкий спектр услуг – от страхования и инвестирования до построения корпоративных информационных систем, к которым CEO питал особую слабость. Так, Zurich одной из первых в Европе стала распространять страховые полисы через Интернет. Однако информационные технологии – удовольствие тоже не из дешевых, и они стали второй брешью в бюджете компании.

Обе эти «пробоины» поначалу не особо тревожили менеджмент Zurich, поскольку их отрицательное воздействие на бюджет проявилось не сразу.

Впрочем, ни «магазин игрушек», ни информационные технологии не идут ни в какое сравнение с третьим увлечением Хуппи – его инвестиционной деятельностью.

Хуппи развил бешеную активность на ниве слияний и поглощений.

Самый яркий пример – приобретение компанией Zurich в 1995 году одной из крупнейших управляющих компаний США Kemper Corporation. Приобретение обошлось группе Zurich в $2 млрд, зато вместе с брэндом Kemper группа получила контроль над одним из крупнейших пенсионных фондов, находившимся в управлении этой компании, а также над двумя крупными компаниями страхования жизни. На этом бы Рольфу Хуппи и остановиться, но не тут-то было. Жажда экспансии толкала его все дальше. В 1997 году было объявлено о слиянии Zurich с транснациональной инвестиционной корпорацией Scudder, Stevens & Clark. В числе приобретений Рольфа Хуппи оказалась также английская инвестиционная компания Threadneedle.

Суммы сделок исчислялись миллиардами долларов.

 

Горькое похмелье

Акционеры приветствовали политику Хуппи лишь до тех пор, пока прибыли компании росли. В 1990-х акции Zurich ежегодно прибавляли в цене в среднем по 20%. После того как в 1997 году Хуппи осуществил одну из самых блистательных сделок – слияние с финансовым отделением British American Tobacco, капитализация Zurich достигла $50 млрд.

Хуппи готов был биться об заклад, что вскоре стоимость компании превысит $100 млрд. Однако он ошибся. Освоить новые секторы и новые географические рынки компании оказалось не по силам.

Прибыли стали сокращаться. Результаты первого полугодия 2001 года заставили акционеров задуматься над уместностью продолжения пребывания Хуппи на посту СЕО: Zurich Financial Services получила чистой прибыли на 34% меньше, чем в первом полугодии 2000 года.

А по итогам 2001 года акции компании подешевели на 60%. Доверие акционеров к Рольфу Хуппи резко сошло на нет. Одна из самых примечательных сделок, совершенных СЕО в 2001 году, – обмен инвестиционными и страховыми структурами между Zurich и Deutsche Bank. Хуппи пошел на это, чтобы вернуть Zurich в лоно страхового бизнеса и смягчить недовольство акционеров. По условиям соглашения швейцарцы расстались со своим американским инвестиционным подразделением Scudder, которое оценивалось в $2,5 млрд, получив взамен 75,9% принадлежащей Deutsche Bank страховой компании Deutscher Herold Leben плюс трастовый фонд Deutscher Herold Allgemeine, а также полный контроль над страховыми компаниями Deutsche Bank в Италии, Испании и Португалии.

Тем не менее вернуть себе прежние позиции Zurich не удалось, и в конце февраля 2002 года под давлением акционеров Рольф Хуппи был вынужден заявить о своем уходе в отставку.

Сейчас Zurich лихорадочно ищет замену бывшему СЕО. Недовольство политикой Рольфа Хуппи дошло до того, что в качестве преемника не рассматривается ни один из его соратников, исповедующих те же принципы, что и их прежний босс. Американского финансиста Стивена Глюкштерна, который рассматривался в качестве самого вероятного претендента на роль СЕО, вообще уволили из компании. Пока что наибольшие шансы у двух кандидатов – Петера Экерта и Джеймса Широ. Оба они в компании чужаки. Экерт недавно был назначен управляющим общими операциями Zurich. Джеймс Широ пришел в Zurich из PricewaterhouseCoopers – аудитора этой страховой группы. У Широ шансов на успех больше: Zurich явно нуждается во взгляде со стороны и во внешнем руководстве.

 

Как Рольфу Хуппи не удалось создать финансовую империю

Шаг первый: Молодой, энергичный СЕО Рольф Хуппи предлагает новую бизнес-политику Zurich Financial Services

Шаг второй: Рольф Хуппи приобретает для Zurich Financial Services инвестиционные и страховые компании по всему миру

Шаг третий: Прибыли компании резко сокращаются, и под нажимом акционеров Рольфу Хуппи приходится уйти в отставку

Проблемы: Экспансия на другие континенты и в другие секторы бизнеса истощила средства компании

Планы: Компания возвращается к традиционному страховому бизнесу

 

«Крошка» Zurich

Zurich Financial Services с рождения была крупной компанией. В момент ее создания в 1872 году уставный капитал компании, оплаченный учредителями, составил 5 млн швейцарских франков, что сегодня соответствует 60 млн швейцарских франков. Локальная вначале, компания Zurich Financial Services затем стала превращаться в международного страхового гиганта. Сегодня на группу Zurich Financial Services работают 70 тыс. человек в 60 странах мира. Капитализация Zurich Financial Services составляет $50 млрд. В 2000 году группа собрала $50 млрд страховой премии. Ее убытки в результате террористических актов в США 11 сентября 2001 года составили $900 млн.