За селитру ответишь
Скандал, связанный с повышением пошлин на поставляемые из России в Чехию удобрения, может обернуться настоящей торговой войной. В ответ на введение чешскими властями 35-процентной – фактически запретительной – пошлины на ввоз нитрата аммония (селитры), произведенного российскими предприятиями, комиссия при правительстве РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предлагает ввести дополнительные пошлины (сверх тарифа) в размере 6% на автомобили Skoda. По мнению генерального директора крупнейшего российского дилера Skoda (компании «Пеликан Авто») Андрея Янышева, увеличение пошлин на чешские автомобили поставит крест на продажах этой марки в России.
Примечательна та жесткость, с которой российское правительство намерено ответить на притеснение отечественных производителей селитры (крупнейший из них – МХК «Еврохим», входящий в «Группу МДМ»). Объектом мести был выбран наиболее успешный и значимый для Чехии в ее экономических отношениях с Россией товар.
Из России в Чехию ежегодно поставляется нитрата аммония на сумму всего около $1,4 млн. Вместе с тем в прошлом году в нашу страну было завезено более 10 000 автомобилей Skoda на сумму около $150 млн (для сравнения: в среднем за год в нашу страну ввозится на $5 млн знаменитого чешского пива). Всего же объем российско-чешской торговли в 2002 году составил $2,45 млрд. В структуре товарооборота с российской стороны преобладает экспорт топливно-сырьевых ресурсов (80%); доля машин и оборудования в чешском импорте в Россию в прошлом году составила 50%.
Предложение правительственной комиссии по защитным мерам для чехов подобно посыпанию раны солью. Из-за роста курса евро продажи автомобилей Skoda в России в первом полугодии и так упали на 22,6%. В январе – июне этого года было продано 3750 автомобилей против 4843 машин годом ранее. Таким образом, по количеству проданных иномарок чешские автопроизводители скатились со второго места на десятое.
Впрочем, эксперты, работающие на рынке, не думают, что правительство согласится с предложением повысить пошлины на Skoda. Как известно, этот чешский автопроизводитель входит в концерн Volkswagen, который на сегодня является одним из наиболее заметных лоббистов иностранных автопроизводителей в России.
Руководство Skoda, в свою очередь, оперативно отреагировало на угрозу. По данным СМИ, председатель правления Skoda Auto Вратислав Кульханек встретился с премьер-министром Казахстана Даниалом Ахметовым. На переговорах, в частности, обсуждалась идея строительства сборочного завода Skoda в Казахстане, а это означает, что инвестиции иностранных автопроизводителей могут миновать Россию.