За стеклом

У глав российских компаний все чаще обнаруживается агорафилия – любовь к открытым пространствам. Они бросают обжитые кабинеты, переезжая в офисы, где нет даже перегородок. Несмотря на ряд преимуществ, у этой системы есть и минусы: далеко не всем «чувство локтя» помогает работать более продуктивно.;

Шикарный диван, уютная кухня, комфортабельная ванная с душем, аквариум с черепахами, приглушенный свет, музыка… Это не описание апартаментов поп-звезды и не очередное предложение от «Алых парусов». Так выглядит офис дизайн-студии «Арбор» в районе Плющихи. По словам исполнительного директора «Арбора» Давида Бараба-Тарле, рабочий день большинства сотрудников длится не менее 12 часов, поэтому офис должен быть максимально удобен для работы в режиме «круглые сутки». «Мы считаем, что если мы называемся «креативной группой», то не только наши проекты, но и наш «дом» должен соответствовать названию, – поясняет Бараб-Тарле. – Мне даже кажется, что многие компании стали клиентами дизайн-студии во многом благодаря атмосфере офиса: пришли поговорить, остались пообедать (у нас готовит повар), отдали нам заказ».

Конечно, столь необычный подход к организации внутриофисного пространства скорее исключение, чем правило. Да и позволить себе такую роскошь могут только небольшие компании (штат «Арбора» – полтора десятка человек). Но даже крупные корпорации стали более изобретательно подходить к концепции места, где многие сотрудники проводят «большую половину» жизни. Особенно популярным стало внутреннее обустройство по принципу open space («открытое пространство»).

 

Открытый космос

«Немецкий тип офисов (коридор с кабинетами по обеим сторонам) в последнее время сильно сдал позиции, – убеждена Вера Александрова, психолог-консультант рекрутинговой компании АНКОР. – На смену ему пришел американский вариант – открытое помещение, просматриваемое с любой точки».

В начале февраля телекомпания ТНТ переехала в новый офис. Раньше канал располагался в Останкине с его длинными коридорами, двойными дверями и приемными перед кабинетами телевизионных боссов. Теперь сотрудники ТНТ работают в большом помещении, лишь в некоторых местах разделенном стеклянными перегородками. Гендиректор ТНТ Роман Петренко считает, что такая внутренняя организация гораздо больше соответствует имиджу компании. «Open space – это декларация открытости, – уверен Петренко. – На мой взгляд, именно в таких условиях наилучшим образом функционирует «кровеносная система» любой компании – система коммуникаций. Не представляю, какое может быть чувство команды, если все сидят по своим кабинетам и изредка здороваются друг с другом в коридоре».

Петренко имел возможность сравнить «закрытый» и «открытый» варианты внутреннего обустройства офиса во время работы в двух международных конгломератах – Mars и Unilever. «В Mars я был приятно поражен неожиданной для транснациональной корпорации «распахнутостью», – вспоминает Петренко. – Весь штат сотрудников, включая топ-менеджмент и самого президента, сидит на одном этаже размером с футбольное поле. В компаниях вроде Unilever можно всю жизнь проработать и не знать, кто трудится в соседнем кабинете. О какой командной системе или эффективности коммуникаций может идти речь, когда менеджеры среднего и низшего звена в «закрытых» компаниях треть рабочего времени проводят в ожидании встречи со своими руководителями?»

Mars придерживается системы «открытого пространства». «Отсутствие перегородок и кабинетов призвано обеспечить свободу перемещения идей и открытость общения, подчеркнуть доступность руководителей для работников более низкого звена», – рассказывает Дмитрий Шульга, глава отдела внешних связей российского представительства компании.

С тем, что принцип open space способствует более оперативному решению текущих вопросов бизнеса, согласен и PR-директор «Вымпелкома» Михаил Умаров: «Не надо ходить по кабинетам, чтобы узнать мнение разных людей, и тратить время на совещания, переписку и звонки друг другу», – говорит он.

В Mars практикуют экстремальный вариант open space. Как поясняет Шульга, «даже у самых больших боссов корпорации нет отдельных кабинетов и персональных секретарей». В большинстве российских компаний, решившихся на такой эксперимент, «место обитания» топ-менеджера все же выделяется на общем фоне. Чтобы пройти в офис Романа Петренко, не нужно преодолевать барьер в виде секретарши. Но его рабочее место отделено от остальных стеклянными стенами. А «кабинеты» директоров компании «Вымпелком» отгорожены ширмой.

До «марсовского» варианта «открытого космоса» российские руководители, видимо, еще не доросли. Галина Рогозина, директор по развитию бизнеса компании по подбору персонала «Росэксперт», рассказывает такую историю: «Наш кандидат пришел в одну известную российскую компанию на должность вице-президента и был помещен в общий зал со всеми сотрудниками. В том числе и по этой причине он через некоторое время уволился. Видимо, статусная атрибутика должна соблюдаться, поскольку она имеет значение. По крайней мере для топ-менеджеров», – считает Рогозина.

 

По секрету всему свету

Компания «Включенное консультирование», которую возглавляет Виталий Королев, размещается в «открытом» офисе со стеклянными перегородками. Королев намерен сменить его на более «закрытый». «Система, когда все видят всех, нужна только тогда, когда необходима постоянная коммуникация между участниками, – рассуждает Королев. – Яркий пример – торговый зал Нью-Йоркской фондовой биржи. В остальных случаях это отвлекает. У человека должен быть свой угол».

Игра «с поднятым забралом» накладывает на компанию ряд ограничений. «Такая организация внутриофисного пространства подразумевает открытость компании во всех смыслах: прозрачность операций, отношений на всех уровнях», – считает Роман Петренко.

Open space может обернуться и определенной бескомпромиссностью при подборе персонала. Человек, по тем или иным причинам не вписывающийся в коллектив, сразу заметен и вряд ли сможет долго проработать в этих условиях. Обостряется и вопрос о доверии в коллективе. Все тайное становится явным, и о любом секрете мгновенно узнает вся компания. Петренко считает, что именно по этим причинам особенно возражали против размещения в open space производственный отдел и бухгалтерия. Но, по его мнению, «внутри компании не должно быть ничего, что следует скрывать от своих коллег. Просто не нужно держать людей, которым не доверяешь».

Сотрудники, участвующие в эксперименте с легкой руки начальства, по-своему трактуют стремление топ-менеджеров к открытым пространствам. «Когда все как на ладони, руководству легче контролировать подчиненных», – убежден представитель одной из сменивших офис компаний.

 Петренко уверяет, что «раздвинул стены» не для того, чтобы было легче присматривать за сотрудниками. Хотя и признает, что при такой системе самодисциплина укрепляется. «В открытом помещении более деловая атмосфера, тот самый командный дух, который способствует росту эффективности, – говорит Михаил Умаров. – Все на виду: и вы, скорее всего, не станете играть в компьютерные игрушки или бродить по развлекательным сайтам на глазах у своих работающих коллег».

Но дело не только в уклонении от служебных обязанностей в рабочее время. Не всем людям нравится, как выразился Роман Петренко, «буквально на биологическом уровне» чувствовать своих коллег. С этим согласен даже Дмитрий Шульга из радикального Mars: «Пользоваться таким пространством тоже надо уметь и ни в коем случае не злоупотреблять им. Иначе сотрудник любого уровня будет больше отвлекаться от выполнения своих непосредственных обязанностей, чем работать».

Глеб Архангельский, директор консалтинговой компании «Организация времени», считает, что руководителям компаний, переезжающих в «открытый» офис, необходимо учитывать деление людей на экстравертов и интровертов. «Интроверт в «открытом» офисе будет быстро эмоционально «выгорать», терять энергию, – говорит Архангельский. – Экстраверты могут впасть в другую крайность – тратить слишком много времени на общение, которое в новых условиях не требует больших усилий».

 

Разделяй и властвуй

Архангельский рассказывает о результатах одного исследования: когда на человека обращено внимание других людей, он лучше выполняет привычные операции и хуже – непривычные, новые для него. «Отсюда простой вывод: «открытый» офис идеален для организации «потогонной» системы конвейера, которая оптимальна в хорошо структурированной деятельности, – резюмирует директор консалтинговой компании. – Например, имеет смысл в открытом пространстве выстраивать работу менеджеров по продажам, эффективность которых сильно зависит от интенсивности работы на телефоне. И, наоборот, для сотрудников, решающих небанальные творческие задачи, просматриваемая со всех сторон позиция может быть неудобной, особенно если при этом нет возможности отгородиться от внешних раздражителей». Михаил Умаров из «Вымпелкома» подтверждает, что иногда для продуктивной работы надо уединиться, сосредоточиться и спокойно подумать в тишине.

Несмотря на ряд ограничений и сложностей, Роман Петренко полагает, что любая компания может попробовать выйти в «открытый космос». По его мнению, эта система противопоказана только организованной преступности и криминальным сообществам.

А президент рекламного агентства Art-Com/Worldwide Partners Алексей Пугачев, который когда-то подумывал о переезде в офис open space, уверен в обратном: «Не зря ведь древний принцип управления гласит: «Разделяй и властвуй».