За стеной

02.12.200200:00

Около шести лет назад на стыке строительного и мебельного бизнеса в России возник рынок офисных перегородок. Его бурному развитию способствовало внедрение в нашей стране современных западных технологий управления.

 

Руководители большинства отечественных фирм постепенно начинают понимать, что правильно оборудованный офис позволяет значительно повысить производительность труда. Современные технологии управления и организации офисного пространства отдают предпочтение технологии open space – большому открытому пространству, состоящему только из наружных стен. Вся внутренняя структура помещения при этом формируется исключительно при помощи офисных перегородок и мебели. Офисные перегородки позволяют перестраивать интерьер на любой манер. Можно разделить офисными перегородками сотрудников разных рангов, выделить кабинет.

По словам начальника отдела маркетинга фирмы «Соло» Галины Мартыненко, в большинстве европейских офисов есть только несущие стены, интерьер же формируется за счет различных типов офисных перегородок. Правильно установленные перегородки уменьшают потребности в офисной площади на 20 – 25%, а мебель включает в себя все необходимые мобильные элементы: компьютерные, переговорные, рабочие столы, брифинг- и конференц-приставки к ним, шкафы, тумбы и т.д.

Существует два основных типа офисных перегородок: мобильные перегородки, которые служат для разделения рабочих мест сотрудников в одном помещении, и стационарные, выполняющие функции стен, шкафов, дверей и окон.

Основная функция перегородок – оградить сотрудников от отвлекающих факторов. Для создания общего стиля помещения перегородка может быть сделана из ткани, шпона, ламината. А использование стеклянных вставок позволяет отгородить подчиненных, но при этом обеспечивает эффект присутствия начальника, комментирует коммерческий директор компании «ЮНИТЕКС» Алексей Вышкварко. Таким образом, перегородка позволяет, с одной стороны, обеспечить шумоизоляцию, а с другой – дает начальнику возможность контролировать подчиненных.

Установка перегородок требует гораздо меньше средств и времени, чем возведение в офисе кирпичных стен, при этом во время установки перегородок не парализуется работа офиса. По сути дела, перегородки можно смонтировать за два-три часа. Кроме того, перегородки позволяют оперативно осуществлять перепланировку помещения. Например, при изменении штатного расписания, структуры, количественного состава отделов перегородки позволяют планировать офисное пространство в соответствии с этими изменениями. «Когда фирма въезжает в новый офис, где есть только несущие стены без всякой отделки, – говорит Галина Мартыненко, – использование офисных перегородок позволяет сэкономить до 30% средств, необходимых для ремонта помещения».

 

Бурный рост

Первые перегородки – в основном импортные – появились в России около десяти лет назад. В то время они были своеобразным символом состоятельности и высокого уровня компании. По словам Алексея Вышкварко, в массовом порядке перегородки стали использоваться в нашей стране с 1996 года. Происходило это по двум причинам. Во-первых, компании начали внедрять у себя западные управленческие технологии. Во-вторых, перегородки стали доступными по цене, так как их производство было налажено в России.

Сейчас на этом рынке царит жесткая конкуренция. «Клиенты просят сделать тонированное стекло. Многие заказывают двойной стеклопакет в перегородках. Даже на мобильных перегородках ставят стеклопакет, который обеспечивает большую звукоизоляцию», – рассказывает Алексей Вышкварко.

Развитию рынка офисных перегородок способствует тенденция к экономии офисного пространства. «Мы столкнулись с тем, что в некоторых офисах персонал работает в три смены: человек приходит на службу, берет свою тумбочку на колесиках (у нее есть специальная ручка), катит ее к рабочему столу, работает, в следующую смену приходит другой человек, подкатывает свою тумбочку к этому же столу, работает. И в нашем каталоге появилась специальная тумбочка на колесиках с ручками», – поясняет Алексей Вышкварко из «ЮНИТЕКСа».

По словам Галины Мартыненко, одной из лучших российских фирм, работающих на рынке офисных перегородок, является компания «Наяда». Однако до уровня европейских производителей из россиян пока недотягивает никто.

«В Европе, – говорит Мартыненко, – этот рынок уже давно насыщен. Там офисы строятся без отделки. Но при этом очень мало компаний, которые специализируются на перегородках. Как правило, есть производители профиля и фабрики, выпускающие офисную мебель вместе с перегородками. Перегородки делаются специально под конкретные модели мебели и часто являются частью модели».

 

Сделано в России

В настоящее время в нашей стране существует множество фирм, которые предлагают отечественные перегородки любого типа и любой отделки, говорит Алексей Вышкварко. Поэтому сейчас только 15 – 20% рынка приходится на импортные перегородки. Все остальные производятся в России. Причем эти 15 – 20% приходятся в основном на специализированные иностранные фирмы, которые создаются для оформления большого офисного центра. Такие фирмы покупают за рубежом все элементы обстановки. Большинство же компаний, работающих на этом рынке, отдают предпочтение отечественным перегородкам.

По данным Галины Мартыненко, стоимость офисных перегородок колеблется в большом диапазоне – от $50 до $500 за 1 кв. м. Спрос на импортные перегородки (как мобильные, так и стационарные) растет, как и спрос на импортную мебель среднего и высокого класса. Что касается перегородок средней ценовой категории, то российские стоят $50 – $60 за секцию, а итальянские – от $250.

Если говорить о предпочтениях потребителей, то примерно 60% клиентов покупают перегородки высотой в два метра. Они позволяют сохранять общую систему кондиционирования в офисе. При этом люди, даже поднявшись в полный рост, находятся как бы в отдельных комнатах. Приблизительно 30% приходится на перегородки высотой в 1,5 м, а оставшиеся 10% – это стационарные перегородки.

По данным экспертов, всего на рынке офисных перегородок работают не более 30 фирм. При этом более 60% рынка контролируется пятью-шестью крупными производителями.

 

Грамотный подход

По единодушному мнению компаний, занимающихся офисным интерьером, прежде чем приобретать и устанавливать у себя в офисе перегородки, необходимо проконсультироваться со специалистом. Причем лучше сделать это до начала ремонта. Профессиональный совет можно получить у дизайнеров и продавцов офисной мебели, которые предлагают услуги по комплексному проектированию офисов.

«А вот к кому не надо обращаться за советом, так это к строителям, – предостерегает Галина Мартыненко. – Им невыгодно, чтобы в помещении были установлены перегородки. Кроме того, не следует разбивать обустройство офиса на этапы – отделка, офисные перегородки, электричество, свет, коммуникации, мебель. Это очень невыгодно. Заказ офисных перегородок и мебели надо планировать на самых ранних этапах проектирования офиса».