За цифровым опытом — в школу
Эффективность работы в командах во многом зависит от уровня компетенций сотрудников, который не всегда бывает достаточным. Важным аспектом успешности остается и развитие мягких навыков. Банк ВТБ (ПАО) — претендент на премию «Компания будущего — 2024» в номинации «Кадровый потенциал» — разработал и реализует проект «Школа цифрового опыта» в области обучения сотрудников. Программа помогает специалистам работать в одном инфополе и эффективно применять полученные знания в своей работе. Проект реализуется с марта 2023 года.
Школа цифрового опыта, или ШЦО, — уникальный образовательный проект для обучения сотрудников ВТБ по продуктовым и «мягким» навыкам, сочетающий в себе хорошую теоретическую базу и большое количество практической деятельности. Слушатели сразу применяют полученные знания, работая над реальным банковским продуктом, которым пользуются клиенты ВТБ.
В ШЦО реализован подход к обучению на 360 градусов. Процессы формировались постепенно, но команде Школы сразу была понятна необходимость сочетания индивидуального и комплексного подхода к обучению. Потенциальные студенты проходят предварительную диагностику компетенций, по результатам которой определяется уровень профессиональной подготовки, а следовательно, образовательный трек развития. Так, в рамках трека Hard Skills слушатели обучаются в одном из четырех направлений: дизайн, исследования, создание и управление продуктами, аналитика. А на треке Soft Skills студенты могут прослушать курсы по управленческим, коммуникативным, а также навыкам личной эффективности.
В финале обучения по каждому из модулей выбранной программы все студенты проходят обязательное итоговое тестирование. Это позволяет проверить полноту усвоения материала и найти точки роста для усовершенствования программы и лучшей персонализации обучения. Прошедшие первую ступень новички, как правило, переходят на вторую.
Комплексность процесса заключается и во всестороннем развитии студентов. Они не только обучаются по профилю, получая знания, необходимые для выполнения рабочих задач, но и развивают «мягкие» навыки, востребованные в современных реалиях. Также для студентов проводятся лекции и интерактивные занятия, в том числе с привлечением внешних спикеров. Дополнительно любой желающий может ознакомиться с подборкой экспертных статей, размещенных на официальном сайте Школы.
ШЦО проводит мероприятия, цель которых — демонстрация студентами профессиональных знаний. Как правило, это командные соревнования с презентацией проектов и последующей оценкой жюри для выбора победителей. Одно из таких событий — VTB Design Awards. Такой формат направлен не только на развитие навыков презентации и создания проектов в условиях ограниченного времени, но и содержит в себе образовательную составляющую. Во время подготовки и участия в мероприятии каждый студент чему-то учится у других, перенимая опыт в разработке реальных проектов.
Кроме того, ШЦО организует профильные конференции с целью получения участниками новых знаний, обмена опытом и нетворкинга. Например, в октябре 2024 года была проведена конференция для владельцев продукта «Trends and products: Вдохновение на будущее», которую посетили более 100 участников. Слушатели могли узнать про тренды индустрии и прикоснуться к опыту спикеров ВТБ.
У компании было сразу несколько причин для запуска проекта. Новые сотрудники — члены продуктовых команд — приходят в ВТБ с разным уровнем подготовки, опытом, взглядом на создание и развитие продукта. И, несмотря на обилие гайдов и руководств, разработанных для онбординга в банке, не все их изучают детально, как и не всегда могут понять смысл написанного в каком-либо разделе.
Раньше сотрудников для получения практического опыта направляли на внешнее обучение. Для компании это дополнительная статья расходов. Кроме того, внешнее обучение не синхронизировано с внутренними процессами, и порой эти знания сложно применить при создании нового функционала в продукте. А значит, зрела необходимость в создании базы знаний, обеспечении их преемственности и развитии системы менторства для сотрудников в компании. Банку нужна была «площадка», где внутренние эксперты будут передавать свой опыт, а студенты — получать знания в виде лекций, записей занятий, чек-листов и других материалов.
Всего за 2023–2024 учебный год в ШЦО прошли обучение 176 продуктовых дизайнеров, 349 владельцев продукта, 280 исследователей, на данный момент проходят обучение 167 аналитиков.
По итогам реализации проекта:
-
запущена 21 программа обучения, проведено 20 внутренних мероприятий;
-
82 % сотрудников продуктовых команд прошли обучение и защитили свои итоговые проекты;
-
по результатам контрольной диагностики уровень компетенций сотрудников повысился с 67 % до 78 %;
-
средний уровень удовлетворенности сотрудников обучением 98 %;
-
создано комьюнити школы с аудиторией более 500 человек, объединенными общими интересами и готовыми поделиться своей экспертизой с новыми участниками сообщества.
Также запущен официальный сайт Школы, где представлена информация об обучении, размещаются записи лекций, статьи о развитии soft skills, а также подкасты для вдохновения. Важное место занимают анонсы предстоящих мероприятий и фотографии с прошедших событий. Контент постоянно обновляется.