Зачем рыбке зонтик
ПЕРЕПОЛНИВШИЕ российские СМИ сообщения о том, что De Beers отказывается от своей роли монополиста, не соответствуют действительности. Трудно понять, что это то ли непрофессиональный перевод, то ли слишком вольная интерпретация пресс-релиза корпорации, заявившей 12 июля, что она меняет принципы работы с постоянными клиентами-сайтхолдерами. De Beers остается монополистом, но на других условиях - так сказать, по любви, а не по принуждению. Об этом, кстати, и сообщил председатель правления корпорации Ники Оппенгеймер: доля рынка, принадлежащая De Beers, будет увеличена.
Собственно, корпорация начала меняться еще в прошлом году. Было объявлено, что она приступает к распродаже своих "стоков", и это действительно была настоящая революция. Сесил Родс, отец-основатель компании, надо думать, перевернулся в своем гробу, когда корпорация отказалась следовать тем старым принципам, которые сделали ее "великой и ужасной". Эта акула, которую западные диамантеры, как в анекдоте, немножко боятся, немножко любят и немножко хотят другую, отказалась держать зонтик над всей алмазной индустрией.
Дело в том, что De Beers с ее 110-летней историей взяла на себя слишком дорогостоящую роль спасителя рынка. Если по каким-то причинам цены на алмазное сырье начинали падать, корпорация скупала его излишки, давала своим партнерам-добытчикам рекомендации уменьшить добычу - и выкидывала товар на рынок только тогда, когда спрос восстанавливался. Происходило это во многом благодаря ее собственным усилиям: она рекламировала не только бриллианты как таковые, но и определенные их виды. Например, когда в запасниках скапливалось слишком много мелких камней, на экранах появлялись ролики с их рекламой, и украшения с алмазной "пылью" входили в моду. В экономной Германии шла кампания, целью которой было заставить немцев покупать крупные камни. Да что Германия - японцы вообще не имели традиций дарить друг другу обручальных колец с бриллиантами, а теперь благодаря агрессивной рекламе De Beers дарят как миленькие.
Разумеется, стоки, стоимость которых составляла несколько миллиардов долларов, лежали на картеле тяжелым бременем. Исполнительный директор De Beers Гэри Рейф, рассказывая, почему они будут проданы, заметил, что корпорация устала от роли всеобщего благодетеля и что вообще-то у нее есть акционеры, которые недовольны финансовыми показателями.
Вот с этого недовольства и началось то, что можно смело назвать революцией в отрасли, - отказ De Beers от практики регулирования мировых цен путем пополнения стоков. Однако это вовсе не означает, что картель сдает свои позиции монополиста - напротив, он намерен увеличить свою долю на рынке (сейчас она составляет около 60%, причем на его долю приходится около 50% мировой алмазной добычи). Но теперь - благодаря тому, что в неуклюжем русском переводе называется политикой "предпочитаемого поставщика", - корпорация предлагает своим клиентам новые услуги, которые заставят предпочесть De Beers прочим продавцам.
Этим картель убивает двух зайцев сразу: перекладывает заботу о рынке на плечи своих коллег и избавляется от репутации монополиста, которая не дает ему юридической возможности вести свой бизнес в США. Картель ведет с правительством США переговоры об отмене запрета, который существенно затрудняет его деятельность на этом крупнейшем и важнейшем для него рынке, но пока безрезультатно. В 1994 году корпорация De Beers была обвинена в установлении искусственно завышенных цен на технические алмазы, и в ход пошло американское антитрастовое законодательство. И теперь, хотя De Beers продает в США более половины своей продукции, ей запрещено открывать там свои офисы. Более того, руководство картеля, появись оно на территории США, будет немедленно арестовано.
Президент "АЛРОСА" Вячеслав Штыров откликнулся на изменения в политике De Beers намерением пересмотреть условия торгового соглашения с картелем. Нынешнее соглашение действует до конца 2001 года, однако уже сейчас, по-видимому, стороны рассматривают возможность его пролонгации. Или отказа от нее. Штыров заявил, что сотрудничество с De Beers в прежних формах может быть продолжено, только если "АЛРОСА" станет акционером DTC - структуры, которая занимается в рамках картеля сбытом камней. В противном случае "АЛРОСА" предлагает добывающим странам регулировать рынок по примеру ОПЕК. По сути раньше эту роль выполняла De Beers: как мы уже отметили, она давала своим партнерам указания уменьшить или увеличить добычу. Не исключено, что теперь регулировать рынок будут всем миром.