Зачистка балансов

03.11.201400:00

С 4 ноября Европейский центробанк (ЕЦБ) получает под свой контроль банки с активами более чем на 30 млрд евро, на долю которых приходится от 20% ВВП стран еврозоны. Из 6000 кредитных организаций еврозоны этим критериям соответствуют, по разным оценкам, от 120 до 150 банков. По существу, это системный ответ на кризис 2008 г., когда нерешительность европейских политиков заставила ЕЦБ выполнять функции кредитора последней инстанции.

Моделирование ужаса

В преддверии фактического расширения полномочий ЕЦБ опубликовал долгожданные итоги стресс-тестов европейских банков. Таким образом регулятор пытался получить общую картину состояния сегмента, переходящего под его контроль. Тестирование, проведенное силами самого ЕЦБ и экспертов European Banking Authority (всего над изучением балансов по состоянию на конец 2013 г. и прогнозированием поведения в заданных условиях активов банков трудились 6000 экспертов), охватило, как следует из пресс-релиза European Banking Authority, 123 крупнейшие кредитные организации. Проверка проходила по двум линиям. Одна из них выводила на кризис, который моделировался как серия экономических и финансовых обвалов, этакое каскадное «отключение» финансирования — по аналогии с электричеством. Анализировалась предполагаемая динамика банковских балансов при условии сползания еврозоны в рецессию продолжительностью в два года при сокращении на 0,7% в 2014 г., на 1,5% в 2015 г. и символическом росте в 2016 г. Учитывались также такие вымышленные факторы, как 13-процентная безработица в 2016 г., обвал цен на недвижимость и ценные бумаги, а равно и небывалый скачок объемов корпоративной задолженности.

Оказалось, что такого не смогли бы выдержать 25 банков Европы, совокупный дефицит капитала у которых составил 24,6 млрд евро. Остальные банковские учреждения сумели бы устоять, хотя некоторые — едва-едва.

По результатам стресс-тестов единая Европа опять разделилась. Наименее устойчивой оказалась банковская структура на юге Европы, а в самом этом регионе хуже всех выступила Италия, четвертая по объему экономика Европы. На Апеннинах был проверен 21 банк, и из них 9 провалили испытание. Второе и третье места с конца вполне предсказуемо заняли Греция и Кипр, банкам которых во время и после реального кризиса 2008 г. потребовалась немалая помощь со стороны других стран Европы. В Греции и на Кипре натиск смоделированного экономического кошмара обрушился на четыре банка, и в каждом из этих государств не выдержали напряжения трое из четырех испытуемых. К неудачникам стресс-тестов также можно отнести некоторые банки из Бельгии, Словении, Франции, Германии, Австрии, Ирландии и Португалии. С другой стороны, в Германии, где проверку проходили 25 банковских организаций, неустойчивой показала себя лишь одна, к тому же уже исправившая положение. Точно так же повели себя еще 12 кредитных учреждений. Тем, кто пока этого не сделал, предложено в течение двух недель представить программу работы над ошибками, а потом им будет дано девять месяцев на собственно исправление ситуации. При этом только трем из них — итальянскому Monte dei Paschi di Siena, греческому Eurobank и португальскому BCP — предстоит привлечь ресурсов более чем на миллиард евро. Рекордсменами тут стали итальянцы: им, чтобы заткнуть «дыру» в балансе, нужно 2,1 млрд евро.

Monte dei Paschi привлекает к себе особое внимание еще и потому, что это старейший банк мира, основанный в 1472 г. Есть и другое обстоятельство: банк не справился со стресс-тестом, несмотря на то, что летом был докапитализирован на 5 млрд евро, 3 из которых поступили от государства как одного из акционеров. Поскольку итоги стресс-тестов могли вызвать резкие колебания на рынках, данные были опубликованы в выходной день. Это оказалось излишней предосторожностью. Рынки в целом отреагировали спокойно, но вот акции итальянского «старейшины» в понедельник на прошедшей неделе на торгах на бирже в Милане упали на 18%, так что торги пришлось приостанавливать. Сейчас некоторые источники говорят о том, что в Monte dei Paschi могут рассматривать вариант слияния с другой кредитной организацией.

Докопались

Вторая линия, по которой проходили стресс-тесты, представляет собой анализ перспектив работы банков при более-менее нормальном развитии событий вплоть до 2016 г., то есть параллельное широкое и глубокое изучение балансов и активов подвергнутых тестированию банков. При проведении стресс-тестов в 2009 г., 2010 г. и 2011 г. этого не было. На сей раз фактически составляющей стресс-тестов стал аудит банковской деятельности в еврозоне. По данным западных деловых СМИ, в среднем речь шла об изучении внешними экспертами более чем 80% активов кредитных организаций. Итоги этой работы также привлекли к себе внимание, тем более накануне начала осуществления ЕЦБ его вновь обретенных контрольных функций.

В итоге вскрылись прежде не показывавшиеся банками Европы проблемные кредиты на 136 млрд евро. С учетом уже известных данных общая сумма таких займов в Европе составляет 879 млрд евро. В частности, пересчитывать цифры придется опять-таки Италии (12 млрд евро), Греции (8 млрд евро) и даже Германии, в этом отношении недалеко отошедшей от Греции (7 млрд евро).

Ставка ЕЦБ

Европейский центробанк сделал на нынешние стресс-тесты крупную ставку. Здесь рассчитывали получить более-менее полное представление о происходящем в банковском секторе, дабы эффективнее его контролировать и стимулировать оживление кредитования, чему должны были способствовать удовлетворительные итоги стресс-тестов и предоставление рынкам значительных массивов информации. Эти цели достигнуты отчасти. Результаты стресс-тестов фиксируют состоятельность банков одномоментно, но ничего не могут сказать об их жизнестойкости в средне- и долгосрочной перспективе, о способности генерировать доход, достаточный для покрытия всех издержек, включая капитальные расходы. Между тем именно эта способность и станет настоящим стресс-тестом. Что же касается активизации кредитования, то она в значительной степени зависит от монетарной политики ЕЦБ, которая является главной зоной его ответственности. Кроме того, использованные в рамках стресс-тестов банковские балансы 2013 г. не отражают реальности последнего квартала 2014 г. Хотя бы потому, что верстались не в условиях санкционной войны с Россией и без учета последствий такой войны. Точно так же условия, заданные стресс-тестами, меркнут перед богатством нюансов нынешней экономической ситуации в Европе, над которой нависла очень конкретная угроза дефляции.