Top.Mail.Ru
бизнес

«Задача минимум — защитить наши рыночные позиции в новых геополитических реалиях»

Фото: Александр Антонов / Норникель Фото: Александр Антонов / Норникель

За счет реализации новой стратегии «Норникель» откроет дополнительные рабочие места, улучшит экологическую ситуацию, поднимет уровень налоговых отчислений в федеральный бюджет и перенесет на отечественные площадки новые передовые технологии. Зачем металлургическая компания переводит в Китай часть производственных процессов и какие перспективы это сулит отечественной промышленности, разбиралась «Компания». 

«Норникель» уточнил предполагаемый размер инвестиций и другие параметры стратегии, обнародованной в апреле Владимиром Потаниным. По оценкам компании, в рост расположенных в Норильске добывающих и обогатительных мощностей инвестируют порядка 300 млрд рублей, а модернизация производств и открытие новых площадок сможет обеспечить ежегодное увеличение налоговых отчислений в федеральный бюджет на 40 млрд рублей. Дополнительная выручка самого «Норникеля», как прогнозируется, превысит 550 млрд рублей ежегодно и позволит создать более четырех тысяч новых рабочих мест.

Как ранее сообщала «Компания», «Норникель» планирует изменить производственную структуру и перенести устаревшие плавильные мощности расположенного в Норильске Медного завода в Китай, став тем самым ближе к рынкам сбыта. Потанин рассказал, что на площадке построенного еще при СССР завода развернут новое производство с использованием современного оборудования, включая высокотехнологичный 3D-принтинг. Сейчас на Медном заводе занято около двух тысяч сотрудников — трудоустройство будет предложено всем желающим продолжить работу. Одновременно компания прогнозирует дополнительный спрос на инженеров и айтишников. «Мы будем их готовить как сами в Заполярном государственном университете, так и пользоваться возможностями Сибирского федерального университета в Красноярске», — пояснил президент «Норникеля».

В течение нескольких лет за счет инвестиций планируется также едва ли не вдвое увеличить мощности Талнахской обогатительной фабрики, обустроить новый карьер «Медвежий ручей» мощностью 7 млн тонн и повысить до полутора раз добычу на рудниках Талнахского рудного узла. Стратегией также предусмотрена возможность открытия третьей очереди плавильного производства на Надеждинском металлургическом комбинате. Отдельной строкой проходят инвестиции в логистическую инфраструктуру Норильского района и Северного морского пути, запланированные на уровне 150 млрд рублей.

Не менее важное направление новой стратегии — литиевый проект «Норникеля» и «Росатома». В рамках освоения расположенного в Мурманской области Колмозерского месторождения получение первой продукции ожидается уже в 2026 году, а к 2030-му предприятие должно выйти на проектные 45 тыс. тонн карбоната лития.

Трансфер технологий позволит запустить на базе Кольского дивизиона первое в России производство никельсодержащих катодных активных материалов для литийионных батарей компании. Производство таких батарей, объяснял Владимир Потанин, — «это ключевая история и для транспорта, и для различных промышленных объектов».

«Норникель» представил в правительство, Минфин и Минпром расчеты, согласно которым осуществление международных проектов позволит увеличить выручку в сравнении с ситуацией до начала 2022 года на 20%. «Для целей бюджета мы фактически в течение четырех лет выйдем на показатели, которые почти в 1,5 раза лучше, чем то, что мы сейчас имеем, и на 20% лучше, чем 2–4 года назад, что позволит больше зарабатывать и платить больше налогов в бюджет», — заявил президент компании.

От защиты рыночных позиций к зеленой экономике

«Для нас это словосочетание "новая технологическая платформа" прежде всего означает усиление нашего стратегического курса на развитие, рост производства, повышение устойчивости производства», — рассказывает старший вице-президент «Норникеля» Сергей Дубовицкий.

Как отмечает топ-менеджер, задача-минимум — это защита рыночных позиций компании в новых геополитических реалиях. Соответственно, задача-максимум — создание комплексного продукта для зеленой экономики будущего. В этом контексте суть стратегии «Норникеля» — настройка фокуса инвестиционных и управленческих ресурсов на обеспечение роста производства и встраивание в новые технологические производственные цепочки в России и за рубежом.

«Для конкретики приведу один пример. Например, с точки зрения развития рынка никеля ключевой его драйвер — это развитие электротранспорта, электромобилей. В электромобиле ключевой элемент — это батарея. А основные, в том числе потребительские, качества батареи обеспечиваются за счет катодных материалов. Катодные материалы — это на 70% два ключевых элемента: никель и литий. Согласно названию нашей компании, никель у нас был, есть и будет. Производство у нас настроено на выпуск продукции высокого качества. Второго элемента критического — лития — у нас нет. Поэтому мы смотрим на дополнение нашей производственной продуктовой корзины литием. Но идем на шаг дальше, чтобы самостоятельно осваивать новые технологии и компетенции уже по производству непосредственно батарейных и в первую очередь катодных материалов. Вот это в части никеля пример новой технологической платформы», — говорит Дубовицкий.

«На сегодняшний момент более двух третей батарейных материалов в мире производится в Китае. Соответственно, это эффект масштаба и это наиболее передовые технологии. Мы идем в партнерство туда, где наши контрагенты обладают на сегодняшний момент наиболее передовыми технологиями. Медная металлургия — более традиционный сегмент, но в этом сегменте китайскими компаниями ежегодно вводятся предприятия, сопоставимые по объему и мощности с нашими медными заводами», — подчеркивает старший вице-президент «Норникеля».

«Россия занимает 6-е место в мире по производству меди. За последние 10 лет объемы выпуска варьировались от 705 до 936 тыс. метрических тонн. При этом доля компании "Норникель" (без учета объемов Забайкальского дивизиона) в общем российском выпуске меди составляет около 39,12% (356 тыс. тонн). В прошлом, 2023 году из-за снижения цен на медь в России выпустили 910 тыс. тонн. Это где-то 4,14 % всего мирового рынка», — рассказывает Михаил Елесин, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой строительства и теплогазоводоснабжения Заполярного государственного университета (ЗГУ).

«Потребление меди внутри России в течение года варьируется от 220 до 450 тыс. тонн. То есть РФ потребляет меньше половины производимой меди в стране. Оставшаяся медь идет либо на экспорт, либо в запасы», — продолжает Елесин.

«Такому крупному производителю, как "Норникель", необходимо создавать вертикально интегрированное производство от добычи руды до готового продукта с высокой добавленной стоимостью, такого как аккумуляторы и батареи. Металлы, выпускаемые компанией, активно используются в производстве классических литийных аккумуляторов. При этом основным производителем таких аккумуляторов является Китай, на который приходится около 60% мирового рынка. Продление цепочки производства «Норникеля» до высокотехнологичной конечной продукции позволит как нарастить компетенции по производству аккумуляторов, так и снизить риски сбыта батарейных металлов в будущем», — поясняет профессор ЗГУ.

Стратегическая география

Международные проекты и развитие партнерских отношений с международными игроками «Норникеля» не скажутся на планах, согласно которым более 90% инвестиционной программы направлено на инвестиции в РФ. «Мы несколько лет назад объявляли нашу обновленную стратегию на 2021–2030 годы и заявляли цифру нашей инвестиционной программы в 2,5 трлн рублей за это десятилетие в российские предприятия. Мы подтверждаем эту цифру. Соответственно, мы уже на той траектории, чтобы ее в наше российское предприятие инвестировать», — уточняет Дубовицкий.

«Тонкая настройка» инвестпрограммы осуществляется за счет сведения к минимуму морально устаревших производств и направленности инвестиционного ресурса на развитие новых отраслей. «Мы сейчас активно инвестируем в строительство третьей линии Талнахской обогатительной фабрики. Достаточно крупный проект, который обеспечит увеличение наших обогатительных мощностей в нашей флагманской фабрике практически на 80%, а с учетом других инвестиций позволит к 2030 году увеличить производство по основным металлам на 20–25%», — отметил он.

Эффект от реализации новой технологической платформы «Норникеля», где на инвестиции придется суммарно порядка 600 млрд, в горизонте 2030 года прогнозируется в пределах полутриллиона рублей в год дополнительной выручки, а дополнительные налоговые и бюджетные поступления предварительно оцениваются в 40 млрд рублей.

«Мы предполагаем, что мы будем активным инвестором и будем активно участвовать в жизни наших совместных предприятий, в том числе операционных и хозяйственных. Поэтому исходим из того, что наши специалисты будут непосредственно работать на этих передовых производствах», — добавляет топ-менеджер и отмечает, что «Норникель» ведет с китайскими партерами активный диалог о совместной научно-исследовательской деятельности и развивает в двух странах собственную лабораторную базу, а в перспективе международные партнерства обеспечат более широкий доступ к инжиниринговым услугам и передовому оборудованию.

Город чище, работы больше

Власти Норильска приветствуют стратегические планы градообразующего предприятия и называют связанное с переносом части мощностей решение «экологической реновацией» города. «В совокупности с уже реализующейся "Серной программой" это даст еще более значимый эффект. Норильск станет чище и зеленее, а значит, более комфортным для жизни. Эта стратегия является продолжением стратегии на улучшение условий жизни норильчан», — заявил журналистам глава Норильска Дмитрий Карасев.

По оценке градоначальника, внедрение современных трендовых технологий взамен устаревших производств сравнимо с программой реновации Норильска — в реализацию этой программы «Норникель» инвестирует 81,3 млрд рублей (именно столько предусмотрено Комплексным планом развития Норильска, утвержденным правительством РФ, однако компания реализует множество проектов за его пределами по собственной инициативе) «У "Норникеля" большой опыт по переориентированию устаревших производств, поэтому, учитывая практику закрытия Никелевого завода, не сомневаюсь, что сотрудники будут трудоустроены», — отмечает также мэр.

Еще одним положительным фактором, добавляет Дмитрий Карасев, станет повышение образовательного престижа самого северного вуза в России, которому предстоит подготовить узкопрофильных специалистов для обновленных производств. «Принятое "Норникелем" решение продумано и взвешено в контексте непростой внешней ситуации. Уверен, что новая стратегия развития компании позволит эффективно противостоять всем вызовам и увеличить вклад в экономику не только города, но и всего Красноярского края в целом», — резюмирует мэр Норильска.