Загадочная сеть

18.07.200500:00

«Торговый дом Холдинг-Центр» – один из старейших и самых закрытых ритейлеров Москвы. Компания создавалась в те же годы, что и ныне покойные «Олби-Дипломат», «Торговый дом Велес», «Селдом» и «Ле Монти». «Холдинг-Центр» не просто выжил – сейчас у него свыше 50 магазинов одежды в Москве. Недавно компания решилась на открытое размещение акций, к чему не прибегала с начала 1990-х. Но более публичной так и не стала. 

В самом дальнем уголке ВВЦ на одном из павильонов, сейчас закрытом, до сих пор висит вывеска «Холдинг-Центр». Когда-то эти площади были отданы под торговлю мебелью, а у «Холдинг-Центра» здесь был свой магазин. Компания, владеющая сегодня самой широкой в Москве сетью мультимарочных магазинов одежды «ХЦ» и «Х», а также бутиками Hugo Boss, Escada и Lanvin, тогда торговала всем подряд – одеждой, мебелью, парфюмерией, бытовой электроникой, импортной сантехникой, продуктами питания. Часть этих направлений у «Холдинг-Центра» осталась. Но на долю одежного бизнеса, судя по отчетам компании, теперь приходится около 85% оборота торгового дома – более $100 млн в 2004 году.

«Торговый дом Холдинг-Центр» обязан публиковать отчеты, поскольку является открытым акционерным обществом. Созданный в 1990 году как ЗАО, через четыре года торговый дом начал продавать акции всем желающим – точно так же, как появившиеся в то же время «Москва-Сити», «Автомобильный Всероссийский Альянс», «Гермес-Москва» и другие «народные» ОАО. Но в отличие от них «Холдинг-Центр», акционерами которого в 1998 году числилось свыше 10 000 физических и юридических лиц, старался периодически выплачивать пусть небольшие, но дивиденды. Сейчас контрольный пакет акций компании (50,3%) принадлежит одной структуре – ЗАО «Холдинг-Центр», возглавляет которую Валерий Чирков, он же – председатель совета директоров «Торгового дома Холдинг-Центр» и владелец 10,2% его акций. Кроме года рождения и перечня должностей, иных официальных данных о нем, равно как и о других совладельцах, нет. Руководство «Холдинг-Центра», несмотря на запланированное размещение акций, рассказывать о своем бизнесе не стремится и уклоняется от общения с прессой. «Ко» пришлось задействовать разнообразные источники, чтобы выяснить прошлое и настоящее одного из лидеров одежной розницы.

 

Русско-немецкая дружба

 

На чем поднялся «Холдинг-Центр» – неизвестно, но уже в 1994 году у компании было четыре одежных магазина и два продуктовых супермаркета в Москве. Валерий Чирков по слухам – бывший офицер и служил то ли в армии, то ли в структурах МВД.

По оценке «Ко», от открытого размещения своих акций торговый дом выручил не менее 4 млрд неденоминированных рублей. По самым грубым подсчетам, это около $2 млн – довольно приличная сумма по тем временам, когда рыночная цена торговых площадей, будь то покупка или аренда, не была еще определена. Директор по развитию компании «Магазин магазинов» Александр Тишков отмечает, что в 1994 году арендные ставки в центре Москвы колебались в пределах $200 – 600 за квадратный метр в год, а в целом были в 5 – 7 раз ниже нынешних по наиболее привлекательным объектам и примерно в 4 раза – по наименее удачно расположенным.

Нынешний конкурент «Холдинг-Центра» на рынке одежды класса премиум компания «Микродин», тоже открывающая бутики Hugo Boss, стартовый капитал заработала на торговле бытовой техникой и компьютерами («Микродин» в середине 1990-х превратился в торгово-промышленную группу, затем распавшуюся на части). «Холдинг-Центр» также продавал бытовую технику – рядом со знаменитым рынком на стадионе в Лужниках у него был большой ангар, где москвичи и приезжие могли купить желанный импортный телевизор или видеомагнитофон. И мебелью компания пыталась заниматься «по-взрослому», открыв в 1995 году совместно с итальянской дизайн-студией Neolapis фирму «НС Дизайн». Но одежда уже тогда была для «Холдинг-Центра» приоритетным бизнесом – она обеспечивала компании порядка 45% оборота.

От торговли мебелью и бытовой техникой «Холдинг-Центр» впоследствии отказался, хотя «НС Дизайн» существует до сих пор и, как говорится на ее сайте, «обеспечивает поставку всех элементов интерьера в соответствии со сметой проекта». У компании остались два магазина под непритязательной вывеской «Сантехника». Но, по словам директора по маркетингу российского представительства марки Hansgrohe Михаила Чижова, деятельность «Холдинг-Центра» на рынке сантехники практически незаметна. Также и по части торговли продуктами «Холдинг-Центр», будучи одним из пионеров сетевой розницы, далеко не продвинулся. Сейчас у компании всего четыре продуктовых супермаркета, причем два из них расположены в торговых комплексах, приобретенных холдингом относительно недавно – «Бухаресте» и «Лейпциге».

Зато на рынке одежды «Холдинг-Центр» развернулся неплохо. Одними из первых партнеров компании на этом направлении стала немецкая фирма Steilmann, одеждой которой холдинг взялся торговать в начале 1990-х. «Для нас первый заказ, полученный от «Холдинг-Центра», по меркам того времени был значительным», – рассказала «Ко» директор фирмы Steilmann Osteuropa Карла Корн. Через некоторое время «Холдинг-Центр», сочетавший оптовую и розничную торговлю, увеличил объемы заказов настолько, что привлек внимание владельца Steilmann Клауса Штальманна, который решил поучаствовать в бизнесе российского клиента. Штальманн стал акционером «Холдинг-Центра» и вошел в совет директоров компании, где заседает до сих пор (его доля на настоящий момент неизвестна, но еще в 2003 году она составляла 4,3%). Таким образом, холдинг приобрел надежного партнера на много лет. Марки Steilmann и Apanage занимают ключевые позиции в ассортименте магазинов «ХЦ» по сей день.

 

Место в ГУМе

 

Лояльность одной из ведущих одежных фирм Германии повлекла новые контракты с новыми поставщиками. На «Холдинг-Центр» стали выходить другие немецкие производители одежды – например, в 1995 году в магазинах «ХЦ» появилась марка Hucke. К слову, тогда у компании было уже 11 магазинов в Москве. Вероятно, успехи в торговле одеждой среднего ценового сегмента побудили руководство холдинга попробовать свои силы в сегменте люксовых марок, где маржа гораздо выше. Московские ритейлеры вспоминают, что в середине 1990-х у «Холдинг-Центра» появился мультимарочный бутик на Дорогомиловской улице, в котором были представлены Max Mara, Jean-Paul Gaultier, Canalli, Lagerfeld и другие дорогие бренды. Однако со временем от люксовых марок холдингу пришлось отказаться. Некоторые из них были просто перехвачены конкурентами. Например, эксклюзивные права на продажу итальянской Max Mara в России в 1997 году приобрела компания Bosco di Ciliegi. Бутик на Дорогомиловской улице был переделан под бренд Hugo Boss. Очевидно, компания решила переориентироваться с люксовых брендов на марки премиального сегмента, поскольку политика их продвижения предусматривает сотрудничество с несколькими операторами в одной стране. И холдингу не пришлось бы вступать в борьбу за эксклюзивные права.

«Холдинг-Центр» стал вторым после «ДжамильКо» российским оператором марки Escada (как и Hugo Boss, это немецкий бренд). Председатель правления Escada AG Вольфганг Лай даже был избран в совет директоров холдинга. А в 2002 году компании удалось взять под свой контроль один из самых интересных объектов Escada в Москве – бутик в ГУМе. «Представительство Escada настаивало на том, чтобы мы передали этот магазин на правах аренды компании «Холдинг-Центр», – вспоминает коммерческий директор ТД «ГУМ» Марина Кропотова. По словам главы представительства Escada Галины Польшаковой, с 1993 года этот бутик находился под контролем немецкой стороны. «Поскольку «Холдинг-Центр» успешно работал с немецкими марками среднеценового диапазона, которые принадлежали той же группе компаний, что и Escada, то наше немецкое руководство пожелало передать ему управление магазином в ГУМе», – поясняет Польшакова.

Несомненно, определенную роль в успехах «Холдинг-Центра» сыграло приглашение в конце 1990-х на пост председателя совета директоров Андрея Войкова – депутата Мосгордумы и бывшего заместителя министра юстиции, руководителя аппарата Совета безопасности и Федерального собрания РФ.

В 2002 году число магазинов и бутиков «Холдинг-Центра» приблизилось к 40, а выручка (с учетом супермаркетов и прочей розницы) – к $60 млн. По мнению экспертов российского рынка модной одежды, успех торгового дома был обеспечен в первую очередь выбором ниши – одежда для среднего класса. «Одежда, которую предлагает «Холдинг-Центр», соответствует вкусам, потребностям и финансовым возможностям большой группы покупателей – офисных работников, бухгалтеров, менеджеров среднего звена – считает коммерческий директор Fashion Counsulting Group Ануш Гаспарян. – Пока конкуренция в этом сегменте не так велика, и «Холдинг-Центр» занимает в нем ведущее положение».

 

Странные связи

 

Самый таинственный акционер «Холдинг-Центра» – багамская компания Ascot Commercial Enterprises Limited. В 1998 году ей принадлежало 17,2% акций торгового дома, сейчас доля Ascot составляет всего 0,09%. Ascot Commercial Enterprises также владела 19,9% акций «Башкирского железнодорожного банка» – одного из крупнейших в Приволжском федеральном округе. Осенью 2004 года этот банк приобрели структуры, подконтрольные скандально известному бизнесмену Аркадию Гайдамаку. Но более любопытен другой актив багамской фирмы.

По данным независимого инвестиционного аналитика Игоря Рачкова, Ascot Commercial Enterprises в 2001 году приобрела 15,08% акций московской фабрики «Большевичка» – ведущего российского производителя мужских брюк и костюмов. Одновременно с багамской фирмой такая же доля акций «Большевички» оказалась в собственности ООО «Алегра». По словам Рачкова, эту фирму контролирует Владислав Грановский – президент компании Vassa, некогда работавший на «Большевичке» и дослужившийся до должности главного художника. Vassa развивает собственную сеть магазинов женской одежды, отшиваемой по заказам сторонними производителями (один из таких магазинов соседствует с «ХЦ» в торговом комплексе «Москва»). Однако какие отношения связывают «Холдинг-Центр», «Большевичку» и Vassa – неясно. Как Владислав Грановский, так и президент «Большевички» Владимир Гуров комментировать данный вопрос отказались.

Доля Ascot в капитале «Холдинг-Центра» уменьшилась после дополнительной эмиссии акций, распределенных в 2003 году среди основных владельцев компании. Судя по заявленной цене размещения, холдинг должен был получить порядка $40 млн инвестиций. Часть этих денег, очевидно, пошла на покупку московских универмагов «Бухарест» и «Лейпциг» у компании «Мосэкспо». С учетом новых приобретений торговые площади «Холдинг-Центра» тогда увеличились на 40%, и компания запустила новый формат – магазины молодежной одежды под вывеской «X». Ассортимент этой сети по традиции формируется при участии немецких брендов–- S'Oliver, More & More, QS.

В апреле этого года руководство «Холдинг-Центра» решило вновь прибегнуть к допэмиссии, но на этот раз, как и в начале 1990-х, разместить акции по открытой подписке. На продажу будет выставлен 1 млн обыкновенных акций по цене 1400 руб. за штуку. Таким образом, сумма привлеченных средств составит около $50 млн. На что планируется их потратить, «Холдинг-Центр» не декларирует. По словам начальника департамента развития консалтинговой компании «ВатКом» Максима Харченко, «Холдинг-Центр» заинтересован в развитии продуктового направления, так как в настоящее время вкладывает средства в расширение ассортимента и повышение уровня обслуживания своих супермаркетов. «Скорее всего, компания будет развивать эту сеть, открывая продуктовые магазины на базе торговых центров», – предполагает он.

По части торговли одеждой «Холдинг-Центр», похоже, достиг порога самостоятельного развития. За пределами столицы у него есть два магазина «ХЦ» в Петербурге и Самаре, но в дальнейшем осваивать региональный рынок компания намерена с помощью франчайзи. И сейчас ищет желающих.

 

Что такое «Холдинг-Центр»

Год основания: 1990

Специализация: розничная торговля одеждой, продуктами питания, сантехникой

Оборот в 2004 году: $103,6 (за три квартала)

Сильные стороны: собственник крупных торговых центров («Польская мода», «Рублевский», «Бухарест», «Лейпциг»)

Слабые стороны: разнопрофильность инвестиций

Конкуренты: «Модамо», «Вещь», C&A, Stockmann, Berghaus