Заговор обреченных


Лоббисты тех секторов экономики, которые считают, что пострадают от вступления в ВТО, ведут себя так, как будто принятое решение можно еще пересмотреть. Не стихают акции протеста. Весь июнь по стране проходили всевозможные совещания и "круглые столы" противников присоединения. 3 июля коммунисты устроили в Москве и ряде других городов многолюдные митинги, а за два дня до этого в столице против ВТО митинговали "патриотические силы". Борьба с ВТО стало той точкой согласия, в которой соединились левые партии (КПРФ и справедроссы) и националистическое оранизации (например, "Народный собор"). Социологические центры публикуют опросы, свидетельствующие о росте числа противников торговой либерализации и ВТО.

Конституционный суд РФ долго пытался ускользнуть от обязанности рассматривать конституционность вступления, но в итоге судьи были вынуждены обратить на него внимание: ведь обращение в КС подписали более 130 депутатов ГД от КПРФ и "Справедливой России". Как раз на прошлой неделе состоялось рассмотрение дела. На момент сдачи номера решение суда еще не было обнародовано, хотя в вердикте можно не сомневаться. Судьи разбирали дело вне всякой очереди. Спешка понятна: если соглашение не будет ратифицировано до 23 июля, нам предстоит заново вести переговоры, на которые Россия потратила 17 лет. Пока из-за процесса в КС Дума перенесла ратификацию с 4 на 10 июля. После заседания КС глава российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков заявил, что не верит, будто какие-то положения ВТО в будущем могут быть признаны антиконституционными.

Впрочем, против ВТО борются не только политики, но и отраслевые лоббисты, прежде всего представители аграрного сектора. Понять их можно. С одной стороны, ВТО сулит интенсификацию импорта мяса, который мы долго сдерживали с помощью квот и таможенных тарифов, с другой стороны - на кону снижение господдержки. Похоже, что в условиях падающих цен на нефть правительство просто воспользуется ВТО как поводом, чтобы уменьшить расходы на аграрный сектор.

Для серьезных лоббистов протесты против вступления в ВТО на самом деле являются инструментом не предотвращения самого присоединения (это невозможно), а выбивания из правительства субсидий и преференций под предлогом ухудшения положения отраслей после вступления. Правда, правила ВТО сильно ограничивают возможности принятия протекционистских мер и, в частности, запрещают большую часть субсидий аграрному сектору. Но, во-первых, и в рамках правил ВТО можно найти лазейку, чтобы чем-нибудь помочь родным отечественным производителям, а во-вторых, вступление в ВТО предполагает переходные периоды, а значит, остается еще несколько лет, дабы иметь государственную помощь, и лоббисты стремятся использовать это время с максимальной отдачей. "Такая стратегически важная отрасль, как сельское хозяйство, от которой напрямую зависит продовольственная безопасность страны, нуждается в значительных инвестициях на модернизацию и расширение производства. Это особенно важно в связи со вступлением России в ВТО, для того, чтобы отечественная продукция могла успешно конкурировать с зарубежной. Поэтому без государственной поддержки и новых подходов невозможно будет развивать АПК", - заявляет Николай Панков, председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам.

В правительстве уже обсуждаются новые преференции для потенциальных пострадавших. Например, до 15 июля кабинет должен определиться с комплексом мер по защите сельхозмашиностроения и повышению его конкурентоспособности. По иницативе одного из отечественных производителей компьютерной техники, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) рассматривает возможность ввести пошлину на ввозимые в Россию моноблоки, серверы и настольные компьютеры.

Президент Владимир Путин заявил, что готов рассмотреть возможность продления нулевой ставки налога на прибыль для сельхозпроизводителей на весь переходный период вступления России во Всемирную торговую организацию, то есть до 2020 г. Пока находящийся в Госдуме пакет законопроектов, направленных на поддержку отечественного АПК при вступлении РФ в ВТО, предусматривает продление до конца 2016 г. нулевой ставки налога на прибыль для сельхозпроизводителей с постепенным увеличением в последующие годы.

Кроме того, вступление в ВТО превращается в дополнительный аргумент для того, чтобы требовать от властей занижения курса рубля.

"Девальвация рубля может стать эффективным инструментом поддержки национального производителя в условиях вхождения РФ в ВТО", - заявил недавно заместитель гендиректора по экономике и финансам концерна "ПВО "Алмаз-Антей" Ян Новиков.

"Для 60% отраслей, для 60% регионов вступление России в ВТО - это чистый плюс, - считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. - Нужно выработать меры по адаптации тех отраслей и регионов, которые будут сильно проигрывать. В первую очередь это сельское хозяйство. В процессе переговоров с ВТО мы защитили сельское хозяйство, защитили и кластеры новой сборочной промышленности. Мы имеем довольно продолжительный период, при котором будем сохранять высокие ввозные пошлины на продукцию, выпускаемую с помощью современных технологий здесь, и эти отрасли успеют адаптироваться и стать конкурентоспособными".

Максим Горячев, коммерческий директор "Технониколь":

"Думаю, что шансов не вступить в ВТО у РФ нет. Это фактически свершившийся факт. Для большей части бизнеса России это благо. Для какой-то части - нет. В стратегическом плане, когда мы говорим об избавлении от "сырьевого проклятия России", это, конечно, знаковое событие. Создание более открытых условий конкуренции приведет к развитию российских компаний, повлияет это отчасти и на одну из бед - "откатные" схемы. Европейцы и американцы не так охотно идут на подобные схемы "взаимодействия". Что касается протестов КПРФ, то тот факт, что экономические шаги оспаривают не представители бизнеса, а политические партии, говорит о том, что причины, скорее, политического, а не экономического характера. "Системная" оппозиция всегда действует по принципу "против всего". Их задача - не реальные дела, а политический пиар. Не уверен, что они даже знают, против чего протестуют. Жалко, что энергия стольких людей идет не на развитие, а на консервацию. Для нас вступление в ВТО - это ожидаемое событие. Мы давно и успешно интегрированы в европейскую экономику. Большая открытость в экономической сфере нами только приветствуется".


Андрей Степанов, генеральный директор ЦКТ "PRопаганда":

"Вступление в ВТО создает совершенно новую конкурентную ситуацию в некоторых сегментах, где российские производители чувствовали себя монополистами, но они, конечно, надеются оттянуть ратификацию. Однако, скорее всего, их акции ничем не кончатся, поскольку решение о вступлении в ВТО принято на высоком уровне. Вступала Россия очень долго и болезненно, и теперь рассчитывает благодаря вступлению в ВТО получить преференции во внешней торговле".


Дмитрий Абзалов, ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры России:
"Основная задача для сельхозпроизводителей - это снижение конкуренции по линии Белоруссии и Украины. С этой точки зрения для них опасен и Таможенный союз. Проблема связана с тем, что в Россию могут поступать более дешевое молоко и прочая сельхозпродукция. В связи со вступлением в ВТО есть опасения отмены различных льгот и преференций для российских производителей".


Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов "Вашъ юридический поверенный":

"Цели у организаторов протестных акций простые: обращение к людям, не понимающим минусов вступления России в ВТО, к целевой аудитории (фермеры, сельхозпроизводители, промышленники и т.д.), формирование аудитории и электората в политических и выборных интересах".


Аргументы противников ВТО

По данным Всемирного банка, выгода зарубежных игроков будет в десять раз больше, чем отечественных. Эксперты Всемирного банка утверждают, что "прямые иностранные инвестиции, вероятно, могут повлечь спад производства в компаниях, находящихся в собственности россиян".

Расчеты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН подтверждают, что от вступления в ВТО Россия будет терять 1% ВВП, или $7,2 млрд в год.

Ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали: после вступления в ВТО только отечественный агропром будет терять $4 млрд ежегодно.

По данным, опубликованным в журнале "Эксперт", Россия, вступая в ВТО, отдаст иностранцам вчетверо больший объем рынков, нежели получит шанс отвоевать рынки у них; в годовом выражении $90 млрд против $23 млрд, то есть на один предполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления в ВТО придется вчетверо больше потерь нашей экономики.

Источник: http://stop-vto.ru