Закачались
Самое сложное в проблеме оценки объемов государственной помощи экономике в разных странах в условиях кризиса - свести воедино все данные о вливаниях в тот или иной сектор по разным каналам и целевым программам. Мы пытались, но слишком разрозненны и разноречивы цифры. Взять хотя бы то, что лежит на поверхности. В США есть и антикризисный план президента Обамы, и программа TARP. А учитывать ли фактическую национализацию крупнейших проблемных ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, обошедшуюся американским налогоплательщикам в $238 млрд? Эти деньги истрачены были еще до реализации всяких планов. Еще о сложности подсчетов: а что такое, собственно, стимулирование экономики? Поддержка финансового сектора? Реального? Или все вместе? И относить ли туда, скажем, бюджетные деньги на укрепление позиций конкретно автопрома? По здравому размышлению, мы пришли к выводу, что стоит ограничиться все же реальным сектором (без учета финансового и мер, финансируемых национальными центральными банками), а объемы стимулирования выражать в процентах от ВВП - выйдет достаточно показательно. В итоге в среднем по государствам G20 получилось, например, в 2008 году - 0,5% ВВП, в 2009 - 1,5%, а в 2010-м планируется 1,1%. По странам ситуация выглядит следующим образом:
Таблица 1 Объемы стимулирования в процентах от ВВП
Страна | 2008 | 2009 | 2010 |
Австралия | 0,7 | 2,1 | 1,7 |
Аргентина | 0 | 1,1 | нет данных |
Бразилия | 0 | 0,4 | 0,2 |
Великобритания | 0,2 | 1,4 | - 0,1 |
Индия | 0 | 0,5 | нет данных |
Индонезия | 0 | 1,3 | 0,6 |
Испания | 1,9 | 2,3 | нет данных |
Италия | 0 | 0,2 | 0,1 |
Канада | 0 | 1,5 | 1,3 |
КНР | 0,4 | 2 | 2 |
Мексика | 0 | 1,5 | нет данных |
Россия | 0 | 1,7 | нет данных |
Саудовская Аравия | 2,4 | 3,3 | 3,5 |
США | 1,1 | 2 | 1,8 |
Турция | 0 | 0 | нет данных |
Франция | 0 | 0,7 | 0,7 |
ФРГ | 0 | 1,5 | 2 |
ЮАР | 1,7 | 0,8 | - 0,6 |
Южная Корея | 1 | 1,5 | 0,3 |
Япония | 0,4 | 1,4 | 0,4 |