Закат базара откладывается, но ненадолго
Столичная розница растет высокими темпами. И все же перелома в столичном ритейле еще нет. Захват Москвы международными розничными операторами откладывается. Популярность продовольственных рынков по-прежнему высока.
По оценке компании Jones Lang LaSalle, в прошлом году на тысячу москвичей приходилось всего 20 кв. м площадей в торговых центрах – это в 10 раз меньше, чем в Варшаве. И в 20 раз меньше, чем в Париже. Сейчас, как сообщил ведущий консультант компании Максим Карбасникофф, этот показатель вырос на 80% и равен уже 36 кв. м.
Такой рост обеспечен прежде всего за счет крупнейшего проекта «Рамэнки» на Каширском шоссе. Свою роль в увеличении торговых площадей на единицу населения сыграли и прочие участники рынка ритейла.
И все-таки представить себя парижанином хотя бы в момент совершения акта купли-продажи москвичу в ближайшие год-два будет негде.
Захват столичного рынка международными розничными операторами откладывается. Правда, о планах по разворачиванию работы в России в прошлом году официально заявили немецкая Metro AG и голландская сеть Spar. С розничными проектами немцы, однако, решили повременить: пока Metro собирается работать только с мелкооптовым направлением. За пять лет компания откроет в Москве девять магазинов cash & carry, ориентированных на представителей мелкого и среднего бизнеса. Spar, взяв в партнеры компанию «Русмед», за три года планирует открыть в Москве тридцать собственных магазинов разных форматов и обещает массу преимуществ тем, кто решит купить франшизу на торговлю под голландской маркой. Сейчас Spar ведет работы, необходимые для запуска собственного дистрибуторского центра. Нынешний год не будет для компании принципиальным, поскольку реальный рост сети запланирован на 2002 год. В текущем же году, по словам исполнительного директора Spar по России Олега Бакуна, откроется «не менее двух и не более пяти магазинов Spar». О планах французской компании Auchan, частично озвученных лишь в начале 2001-го, достоверно известно слишком мало. Масштабным наступлением на рынок это назвать нельзя.
Получается, что из иностранных ритейлеров на рынке фактически работает только турецкая «Рамэнка». На этом фоне рост отечественных (читай: московских и питерских) розничных сетей выглядит весьма и весьма внушительно.
Новые континенты и перекрестки
В 2000 году все крупные российские ритейлеры так или иначе укрупняли свой бизнес. По семь магазинов открыли «Седьмой континент» и «Перекресток». Одиннадцать торговых точек насчитывает сейчас «нефтехимпромовский» «Продмак», шестнадцать магазинов - в сети «Копейка».
Снижать темпы никто не собирается. Один только «Седьмой континент» намерен инвестировать в развитие сети порядка $40 млн. Так что можно предположить, что в нынешнем году в Москве произойдет никак не меньше полусотни исключительно российских «открытий».
О том, сколько новых игроков придет на московский рынок до конца года, можно только догадываться. Подобный замысел вынашивает, например, компания «Агроторг», при поддержке нескольких голландских и немецких компаний развивающая в Санкт-Петербурге и области сеть магазинов «Пятерочка». Свой поход на Москву «Агроторг» планировал начать после пятидесятого питерского магазина. На днях открылась сорок вторая «Пятерочка» - в Пушкине. Не менее десяти торговых точек собирается организовать ОАО «Новый Импульс», учредителем которого является торговый дом «Эллит». Характерно, что обе компании намерены заняться освоением формата магазина-дискаунтера.
Нерусский размер
В прошлом году наиболее динамично развивалась ниша магазинов низких цен, получивших также эвфемистические названия «экономичных супермаркетов» и «магазинов, тяготеющих к дискаунтному формату». Увлечение ритейлеров этим сравнительно новым для России форматом вполне объяснимо. Во-первых, он довольно дешев: при минимальных издержках на обустройство и сервис открытие «экономичного супермаркета» обходится компании, по разным оценкам, в $250 - 400 тыс. Во-вторых, оборачиваемость дешевого магазина в несколько раз выше, чем у супермаркета, а сеть таких магазинов способна обеспечить достаточно большой объем продаж.
«Дискаунтные сети могут быть интересны как направление, - считает Андрей Харитонов, начальник управления маркетинга сети «Перекресток». - Однако с приходом западных ритейлеров клиентура нынешних участников рынка, скорее всего, сузится до покупателей из близлежащих домов».
Тем не менее популярность дешевых магазинов привлекла к этой нише внимание и тех торговцев, что работают в других форматах.
Впрочем, процесс, похоже, идет и в обратном направлении - благо не насыщен и рынок супермаркетов, пока имеющих возможность совершенно немыслимо - даже по мировым меркам - задирать цены. Строительством супермаркетов думает заняться компания «Фелма», владеющая сетью универсамов «Копейка». Эта компания готовится открыть несколько торговых точек, специализирующихся на торговле алкоголем, а также сеть супермаркетов, рассчитанных на потребителей со средним достатком.
Похожие тенденции наблюдаются и в Питере. Пример тому - недавно открытый в рамках «Пятерочки» торговый комплекс в Купчине. «Наша главная цель - перейти от небольших помещений к торговым центрам площадью от 500 кв. м», - говорит директор сети «Пятерочка» Сергей Лепкович. По аналогичному проекту будет построено еще несколько магазинов, под которые уже выделены места.
Не исключено, что попытки «Фелмы» и решивших последовать за ней конкурентов будут вполне удачными. «Сейчас такое время, что можно запросто выйти на рынок и занять на нем определенную нишу, - считает Андрей Харитонов. - До ценовых войн еще не дошло, и это - лишнее подтверждение того, что места пока хватит всем».
Лучше конкуренция, чем базары
Конкуренция друг с другом устраивает ритейлеров куда больше, чем преимущественно безуспешная война с общим врагом - «нецивилизованной» розницей в лице мелкооптовых рынков.
Зарубежным игрокам развитие российских торговых проектов тоже на руку. Благодаря этим проектам российский горожанин отвыкает от базара и привыкает к супермаркету.
«Концентрация торговли создает более выгодные условия для нашего вхождения на рынок», - считает Олег Бакун. «Вся организованная торговля будет в ближайшем будущем направлена на снижение доли продаж на оптовых рынках, - утверждает председатель совета директоров ОАО «Седьмой континент» Владимир Груздев. - Развитие сетей конкурентов для нас более благоприятный процесс, чем развитие мелкооптовых рынков, так как любой магазин - будь то «Седьмой континент», «Перекресток» или «Рамстор» - оттягивает покупателей с базаров». Объединенные усилия не пропадают даром. Несмотря на необязательность поставщиков (пока уровень выполнения заказа не поднимается выше 30 - 50%), отсутствие технологий и профессионалов, доля супермаркетов в Москве, по данным AC Nielsen, уже достигла 10%. Примерно половина этой доли (5%) контролируется лидерами рынка. «Можно предположить, что к 2005 году «Седьмой континент», «Рамстор» и «Перекресток» займут примерно 35% московского рынка продовольствия», - говорит Владимир Груздев.
В структуре оборота российских городов на долю супермаркетов приходится 6%. Как изменится это соотношение в ближайшее время, сказать сложно. Идти в регионы нынешние лидеры столичного рынка не торопятся - не тот масштаб. Однако, по мнению руководителя проектно-исследовательского центра компании «Русский проект» Олега Войцеховского, потенциал регионов сегодня можно оценить куда выше, чем емкость рынков двух столиц: «Регионы более перспективны, чем Москва. Это отмечают все даже люди, которые приезжают сюда, скажем, из Германии».