Top.Mail.Ru
архив

Закат династии

Семейство автомобильных магнатов Аньелли долгие годы заменяло Италии королевскую фамилию. Контролируемая кланом Аньелли компания FIAT стала символом страны – таким же, как Ford для Америки. И вот сегодня, спустя сто с лишним лет после своего основания, автомобильное подразделение концерна может быть продано за рубеж.

 

История FIAT – а вместе с ней и знаменитой итальянской династии – началась 11 апреля 1899 года, когда в Турине группа предпринимателей подписала договор о создании «Итальянской автомобильной фабрики в Турине» (FIAT – аббревиатура этого названия). Список учредителей пестрел аристократическими фамилиями: граф Роберто Бискаретти ди Руффиа, граф Эммануэль ди Брикарезиа, банкир Густав Делекс… Однако главенствующую роль в новом предприятии стал играть человек более скромного происхождения и достатка – промышленник Джованни Аньелли, в прошлом офицер кавалерии.

Уставный капитал фирмы составил баснословную по тем временам сумму – 800 000 лир, разделенных на 4000 акций по 200 лир каждая. Главными акционерами стали члены правления.

В тот момент в Турине действовали несколько небольших автомобильных мастерских. Одной из них руководил Джованни Баттиста Чейрано – представитель итальянской династии конструкторов. В 1898 году Чейрано начал разработку автомобиля собственной конструкции, однако финансовые проблемы помешали ему запустить модель в производство. Идею подхватила FIAT, которая купила не только чертежи нового авто, но и всю мастерскую Чейрано. Сделка обошлась в 30 000 лир.

К концу 1899 года были построены первые восемь автомобилей, получивших название F.I.A.T. Внешне эти четырехместные машины напоминали конный экипаж: водитель и один из пассажиров сидели на заднем сиденье лицом по ходу движения, а еще два пассажира располагались лицом к ним. Стоимость модели F.I.A.T.-3,5CV составляла около 4200 лир. В 1900 году, когда вошли в строй новые цеха фирмы в Турине и Корсо Данте, «Итальянская автомобильная фабрика в Турине» поменяла громоздкое название на короткое, но емкое FIAT. Любопытно, что против него выступила католическая церковь, для которой это слово ассоциировалось с началом известной молитвы. Однако впоследствии точка зрения представителей церкви изменилась, и они не раз намекали, что именно это совпадение способствовало успеху компании.

 

Кавалерия идет в атаку

В 1902 году Джованни Аньелли, и раньше выделявшийся среди акционеров своей кипучей энергией, окончательно утвердился в роли первого лица компании. Военное прошлое во многом определило его стиль руководства. Современники вспоминают Аньелли как необычайно жесткого и решительного человека, который, однако, никогда не стремился к единоличной власти. Благодаря ему FIAT одной из первых семейных компаний такого уровня стала приглашать на ключевые должности наемных менеджеров, и эта традиция сохранилась до сих пор.

Организация труда в компании строилась по военному образцу. От служащих требовали беспрекословного следования дисциплине и соблюдения субординации. Новички, пришедшие на завод, должны были пройти через своеобразный обряд «посвящения», для чего их заставляли дробить металлическую стружку. Высказываться на производственных совещаниях можно было только стоя.

Подобный стиль управления позволил FIAT мобилизовать все ресурсы и уже к концу первого десятилетия ХХ века превратиться в крупное промышленное предприятие, на котором работали несколько тысяч человек. Список продукции включал в себя не только легковые автомобили, но и грузовики, автобусы, трамваи, судовые и авиационные двигатели.

Побывав в США, Аньелли посетил заводы Форда и смог лично убедиться в преимуществах новейшей системы Фредерика Тейлора, базировавшейся на тщательном хронометраже отдельных операций. По возвращении в Турин он начал реорганизацию производства на американский манер. Заводы концерна были оснащены поточными линиями, подверглись оптимизации все сборочные операции и внутрицеховые перевозки.

В 1903 году компания выпустила 135 машин, а в 1906-м – уже 1149, из которых 300 были предназначены на экспорт. Чуть позже FIAT разместила свои акции на Миланской бирже, и Аньелли начал скупать все акции, появлявшиеся в свободной продаже.

Карьера Джованни Аньелли-старшего во главе концерна отнюдь не была безоблачной. В августе 1908 года разразился скандал, в результате которого глава компании и все правление были вынуждены подать в отставку. Государственный прокурор Турина обвинил Аньелли и других членов совета директоров в том, что они намеренно распространяли чересчур оптимистичные слухи о финансовом положении компании, чтобы повысить цену акций. Прозвучало обвинение и посерьезнее – в подтасовке финансовой отчетности за 1907 год. Однако суд оправдал Аньелли, что позволило ему вернуться на пост директора FIAT.

 

Всё для фронта!

Становлению компании способствовала первая мировая война. Правительство завалило FIAT военными заказами – на производство грузовиков, санитарных машин и пулеметов. Кроме того, фирма освоила выпуск своего первого авиационного двигателя мощностью 50 л.с.

Работа «на оборону» позволила FIAT переместиться в списке крупнейших компаний Италии с тридцатого места на третье.

Параллельно с выполнением военных заказов Аньелли начал расширять производство и диверсифицировать компанию. В Линготто, одном из районов Турина, был спроектирован завод, где уже в 1920-е годы развернулось полномасштабное конвейерное производство в стиле Генри Форда.

Тогда же Аньелли приобрел несколько крупных сталелитейных заводов, предприятий по производству локомотивов и грузовиков. Еще одним стратегически важным вложением средств стала покупка в 1926 году влиятельной туринской газеты La Stampa.

В 1920-е началась и многолетняя связь семейства Аньелли с известной футбольной командой «Ювентус». В 1925 году сын магната Эдоардо был избран президентом клуба, и с тех пор члены семейства принимают активное участие в судьбе «Ювентуса».

В 1939-м был введен в эксплуатацию самый крупный в предвоенной истории концерна производственный комплекс в Мирафиори общей площадью 1 млн кв. м, где 22 000 рабочих собирали автомобили, грузовики и авиамоторы. Первым «хитом» Мирафиори стал FIAT 500 – небольшая машинка, которую итальянцы окрестили Topolino («Мышонок»).

История этого автомобиля напоминает историю легендарного «Жука». Во время одного из своих публичных выступлений Муссолини пообещал итальянцам дешевое «народное» средство передвижения. Двухместный микролитражный автомобильчик идеально отвечал требованиям госзаказа: Topolino стоил всего 8900 лир и был по карману самому широкому кругу покупателей. Производство этой модели не прекращалось даже в годы второй мировой войны, когда общий выпуск легковых автомобилей FIAT упал более чем в 10 раз. Пригодился Topolino и в мирное время (в различных модификациях машина производилась до 1955 года), когда измученные войной итальянцы просто не могли позволить себе ничего престижнее маленького «Мышонка».

 

Аньелли-внук

Джованни Аньелли руководил компанией почти 50 лет. Однако в 1945 году из-за обвинений в сотрудничестве с режимом Муссолини он был вынужден во второй раз оставить пост главы концерна и вскоре после этого умер. Компания перешла в руки давнего соратника и друга Аньелли – Витторио Валетто, который руководил ею ровно два десятилетия – с 1946 по 1966 год.

Этого времени оказалось достаточно, чтобы успел «нагуляться» внук основателя FIAT – Джованни (или Джанни) Аньелли-младший.

Он родился в 1921 году и стал вторым из семерых детей Эдоардо Аньелли. Когда мальчику исполнилось 14 лет, отец погиб в авиакатастрофе. Через несколько лет автомобильная авария унесла жизнь и его матери. Опека над внуком перешла к деду, который начал растить из него наследника собственной империи. Для начала он ввел юношу в совет директоров «Ювентуса».

Джанни изучал право в Туринском университете, когда началась вторая мировая война. По семейной традиции он завербовался в армию. Вместе с войсками Муссолини Аньелли-младший участвовал в боях на территории СССР, а затем был переведен в Северную Африку. Когда стало очевидно, что фашистский режим обречен, Аньелли перешел на сторону союзников и до конца войны сражался уже на их стороне.

После смерти деда 24-летний наследник решил, что еще слишком молод, чтобы руководить такой крупной компанией, поэтому без сомнений передал ее под опеку Валетто, а сам с головой окунулся в светскую жизнь – благо денег на это у него было достаточно. Правда, Джанни оставил за собой любимый «Ювентус». В 26 лет он стал президентом клуба и благодаря успешной кадровой политике помог «Старой синьоре» (так итальянские болельщики называют «Ювентус») стать чемпионом страны. В 1954 году Джанни формально передал пост президента «Ювентуса» своему младшему брату Умберто, но фактически так и остался главой клуба.

Свободный от деловых обязательств, Джанни активно посещал многочисленные светские мероприятия, снискав себе репутацию плейбоя. Он крутил романы со многими блестящими дамами, в том числе с актрисами Ритой Хейворт и Анитой Экберг и с невесткой британского премьер-министра Памелой Черчилль-Гарриман.

 

Государство в государстве

Вопреки многим мрачным прогнозам, Аньелли-младший достойно продолжил дело, начатое его дедом. При нем FIAT стала едва ли не самой могущественной компанией страны, а сам Джанни удостоился титула «некоронованного короля» Италии.

Под руководством Аньелли-младшего компания успешно прошла через кризис 1970-х. Fiat продолжала диверсифицироваться и к настоящему моменту представляет собой мощный холдинг, объединяющий компании самого разного профиля. Его ядром пока еще остается подразделение FIAT Auto, самыми известными брэндами которого являются автомобили FIAT, Lancia и Alfa-Romeo. В это подразделение не входит Ferrari, также принадлежащая FIAT, но сохранившая почти все атрибуты самостоятельной компании. Ferrari владеет одноименной командой, успешно выступающей в чемпионате «Формула-1».

Другие подразделения холдинга специализируются на производстве сельскохозяйственной и строительной техники, автобусов, самолетов и запчастей к ним, военных машин. FIAT имеет интересы в сталелитейной и металлургической промышленности, а также производит оборудование для этих отраслей.

В состав империи входит и издательское подразделение, благодаря которому FIAT является одним из ведущих медиа-холдингов страны. Главным брэндом остается газета La Stampa, имеющая тираж около 400 000 экз.

Гордостью империи по-прежнему является «Ювентус», который неизменно остается в числе лидеров итальянского чемпионата и занимает второе место в Европе по рыночной капитализации.

 

FIAT без Аньелли или Аньелли без FIAT?

В начале XXI века FIAT оказалась в серьезном кризисе. За два последних года состояние семейства Аньелли согласно рейтингу Forbes уменьшилось почти вдвое – с $5 млрд в 2000 году до нынешних $2,3 млрд. И виновато в этом, как это ни покажется странным, именно автомобильное подразделение. В прошлом году оно понесло убытков на $540 млн, закончив в минусе и первое полугодие 2002 года. Сотрудникам FIAT грозят массовые увольнения.

Одной из причин кризиса специалисты называют введение единого торгового пространства на территории Евросоюза, из-за чего автомобили FIAT – некогда бесспорные фавориты итальянского внутреннего рынка – столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны машин аналогичного класса от других производителей. К этой конкуренции компания оказалась не готова.

В попытке укрепить свои позиции FIAT в 2000 году заключила союз с General Motors. По условиям сделки американцы получили 20% акций FIAT Auto. В договоре был один пункт, согласно которому итальянская сторона может потребовать, чтобы в 2004 году General Motors выкупила и оставшийся пакет акций. Если FIAT воспользуется этой возможностью (предполагается, что такое может случиться даже раньше намеченного срока), то национальное достояние перейдет в собственность к заокеанскому гиганту.

Такое положение вещей не устраивает итальянских патриотов, особенно из числа тех, кто работает в концерне. Одно только заявление руководства компании о том, что оно планирует уволить несколько тысяч рабочих, спровоцировало волну стачек и демонстраций по всей стране. Возможная продажа автомобильного подразделения иностранцам пугает людей еще больше, поскольку это наверняка повлечет за собой закрытие заводов, обеспечивающих работой тысячи итальянцев.

В этой ситуации 81-летний Джанни Аньелли, который после формальной отставки в 1996 году занимает пост почетного председателя правления FIAT, несколько подрастерял былой имидж. Он по-прежнему остается культовой фигурой, но уже относящейся к прошлому столетию. Сегодня многие издания рисуют его как немощного старика, страдающего от неизлечимого заболевания. О многом говорит и тот факт, что, когда в начале этого года промелькнуло ошибочное сообщение о его смерти, акции FIAT подскочили сразу на 6%. Король уходит, и Италия воспринимает это без особого надрыва.

Проблема поисков достойного наследника, некогда мучившая Джованни Аньелли-старшего, знакома и Аньелли-младшему. Его собственный сын Эдоардо покончил жизнь самоубийством, а любимый племянник (и самый главный кандидат на пост главы концерна) несколько лет назад скоропостижно скончался. В 2001 году Джанни Аньелли официально назвал своим преемником внука – 26-летнего Джона Филипа Элкана. Он вошел в правление компании в 1998 году и уже успел потрудиться на благо семейного предприятия в Польше и во Франции.

А пока что компанию формально возглавляет ветеран Паоло Фреско, хотя не исключено, что в свете последних событий ему придется подать в отставку. В менеджменте FIAT уже начались кадровые перемены – на минувшей неделе потерял свой пост сопредседатель компании Габриеле Галатери.

Еще по теме