Заказное дело

12.12.201300:00

В международном аэропорту Сан-Франциско полиция провела ряд арестов. Сначала к подозрительным личностям подошли, задали им ряд вопросов, а там уже и представители аэропорта и властей подтянулись с соответствующими бумагами. Это коснулось сразу 12 человек. Все - мужчины, физически развитые, способные за себя постоять, но не оказавшие сопротивления. Все работают в достаточно крупных организациях - в компаниях Uber (11 из 12 арестованных) и Lyft (1 человек). Uber - сервис персональных водителей, функционирующий через мобильное приложение по партнерской модели, сотрудничая с транспортными компаниями. Оплата - только с банковской карты.


Все по закону

Эти фирмы предлагают потребителям машины на заказ, причем он оформляется с помощью мобильного приложения. При этом машины от Uber и Lyft не сертифицированы ни как такси, ни как службы аренды лимузинов, то есть, оказывая принципиально те же услуги, компании остаются вне поля регулирования этого сегмента. В частности, не имея соответствующих сертификатов, водители Uber и Lyft с точки зрения буквы закона не имеют право оказывать платные услуги извоза. Именно это и становится в США труднопреодолимым препятствием для развития подобного рода бизнеса: сравнительно новая концепция не укладывается в рамки принятых правил.

"На сегодня в Нью-Йорке, например, 13 000 желтых такси. Эта квота не менялась десятилетиями (город иногда выпускает пару сотен новых медальонов, но это на общую картину не влияет). Благодаря этому медальон такси - это инвестиция, которая растет в цене лучше любых акций. (В Нью-Йорке такси разделены на те, что подбирают пассажиров "от бордюра", и те, что можно вызвать по телефону. Первые обязаны быть желтого цвета, иметь фиксированные цены и специальный медальон, прикрепленный к борту такси с определенным номером и подтверждающий право на владение такси. Медальоны могут быть как водительскими, так и корпоративными. - Прим. "Ко".) Некоторые даже проводили сравнительный анализ: лучшие акции на бирже с 1990 г. по 2010 г. и медальоны такси. Медальон выигрывает, - рассказывает Михаил Овчинников, президент Российско-американской академии бизнеса такси. - Кроме такси, есть еще перевозки по заказу. Отличие в том, что такси может "поднимать клиентов от бордюра" (улица, вокзал, аэропорт), а перевозки по заказу должны обязательно бронироваться заранее. Получается разделение рынка, которое работало десятилетиями. Хочешь машину сейчас - такси. Хочешь бронь - перевозки по заказу. Что происходит из-за приложений? "Забронировать" машину можно за несколько секунд до ее вызова. Получается, что формально это перевозка по заказу, а на практике - конкурент такси, отнимающий у таксистов хлеб. Что это означает? Означает это то, что цена медальонов начинает падать. Что делать, таксисты толком не знают. Они привыкли, что у них был хлеб, потому что закон был такой. А сейчас нужно конкурировать, привлекать клиентов и прочее - для них это все неведомые дали. Понятно, что они недовольны и пытаются бороться теми инструментами, к которым привыкли: политика, законы, суды".

Получается, что от Сан-Франциско, где находится штаб-квартира Uber, до Бостона представителей компаний нового типа обвиняют в нечестной конкуренции и даже в обмане клиентов. Нередко предприятиям с новой моделью бизнеса приходится судиться - с более чем переменным успехом. Uber, например, обеспечила себе легальную платформу для работы в Вашингтоне и Нью-Йорке. Причем, как пишут западные СМИ, поначалу все были уверены в том, что дело новаторов заведомо проигрышное. Однако не последнюю роль сыграло, как ни странно, общественное мнение: в поддержку основанной на Интернете модели заказов машин высказались во множестве не только потенциальные клиенты, но и сами водители. Для первых оказались ценны удобство заказа через Интернет и малое время подачи, а для вторых - увеличение количества заказов и сокращение времени простоя или поиска клиента.


Нажми на кнопку, получишь результат

Как бы там ни складывалось дело дальше, Uber не ждет милостей от американской Фемиды и готовится выйти на рынок в России. Как сообщалось, компания получила $258 млн финансирования от Google Ventures и намеревается запустить услуги по вызову персональных водителей на машинах представительского класса в Москве. На данный момент на сайте компании наша столица квалифицируется как город, запуск в котором стартует вот-вот.

Нельзя сказать, что московский сегмент заказов машин (такси или персонального водителя) через мобильные приложения чист и свободен. "Ко" впервые написал о таком бизнесе в Белокаменной еще почти полтора года назад. Сейчас на этом поле действует далеко не одна компания, но рынок далек от насыщения. "На мой взгляд, сегмент мобильных приложений для вызова такси в ближайшее время получит импульс для развития, - рассуждает аналитик "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин. - Дело в том, что по мере развития пешеходных зон и введения платных парковок в Москве закономерно возрастает спрос на соответствующие услуги. Отдельно стоит отметить большую долю смартфонов и планшетов с доступом в Интернет. По Москве их доля доходит до 60%. Подобная тенденция также является важным драйвером развития сегмента соответствующих мобильных приложений".

По оценкам сервиса "Яндекс.Такси", ежемесячно московские таксопарки и диспетчерские службы выполняют около 3 млн заказов. Легальных таксомоторных компаний в настоящий момент работает, по подсчетам, порядка 350. Какова доля заказов, так или иначе оформленных через Интернет, то есть через мобильное приложение или сайт, подсчитать трудно, но есть расчеты, согласно которым в 2014 г. на онлайн-заказы придется около 20% от общего объема вызовов в Москве. "Яндекс.Такси", например, сообщает, что с этим сервисом сотрудничают 20 000 машин из 200 российских таксопарков, через сервис проходит более 90 000 заказов в неделю.

Онлайн позволяет существенно сократить время ожидания машины. В одной из компаний говорят, что у них среднее время подачи - минимальное по Москве и составляет всего 8 минут. Достигается такой результат за счет значительно большего, чем у обычных диспетчерских такси, суммарного количества машин. Комиссия интернет-диспетчерских составляет от 5 до 20%, в традиционных диспетчерских, как правило, 15-20%.

Интернет-технологии позволяют быстро найти ближайшую к адресу вызова машину. Алгоритм заказа в принципе у всех предоставляющих услуги такого рода компаний может предполагать возможность следить за приближением машины и выбора такси той или иной партнерской компании, а также задать некоторые дополнительные условия поездки, например в некурящем салоне, в машине с детским креслом и т.п.

Под "зонтиком" огромных интернет-диспетчерских собирается достаточно разнородная компания партнеров. "Яндекс.Такси", например, показывает некие рейтинги компаний, которые должны помочь потребителю-новичку сориентироваться. Но ведь все равно действовать приходится методом проб и ошибок, получая иногда машину грязную, водителя, знающего город исключительно по навигатору и принципиально не имеющего сдачи. А если выбирать при интернет-заказе машину только полюбившейся и хорошо зарекомендовавшей себя фирмы, то к нулю сводится преимущество большого охвата свободных такси и укороченного времени подачи автомобиля. Интернет-диспетчерские прилагают усилия к решению этой проблемы, но понятно, что речь о введении и соблюдении каких-то корпоративных стандартов обслуживания при подобных объемах идти никак не может.

Со стороны самих водителей такси реакция пока тоже смешанная. "Да, с ними (интернет-компаниями. - Прим. "Ко") лучше. Дополнительные заказы от них приходят, - рассказывает водитель, работающий в Москве и на обычную, и на онлайн-диспетчерскую, - и комиссию они меньше берут". "Нет, все-таки с обычной диспетчерской спокойнее, - рассуждал в разговоре с "Ко" еще один таксист. - А если что случится в дороге, клиент не в адеквате или размолвки по оплате - куда звонить-бежать? Кнопки - это для стандартной схемы".


Для своих

Приход к нам Uber может напрямую затронуть интересы российского игрока и аналога Uber - компании Wheely, основанной Антоном Чиркуновым. Невозможно удержаться от того, чтобы не написать, что да, это сын Олега Чиркунова. Прямого отношения к делу, в которое вложено около $2,5 млн, родство вроде бы не имеет. Если только не принимать во внимание, что, как рассказывает в своих интервью Антон Чиркунов (и он, и компания пиарятся исключительно активно: опять-таки, по словам самого Чиркунова-младшего, в продвижение и маркетинг в Москве вложено более 50 млн руб.), уже сделанные инвестиции были собраны по друзьям и родственникам. Олег же Чиркунов был губернатором Пермского края, а до этого занимался бизнесом. Для сравнения: инвестиции в Uber, по данным западных источников, превысили $300 млн.

Wheely нацелена на представительские машины и соответствующих клиентов. Неудивительно, что все водители перед работой с Wheely проходят тесты и обучение корпоративным стандартам. Как рассказывают в самой компании, работает линейный контроль - люди заказывают автомобили, как обычные пользователи, но во время поездки отмечают выполнение стандартов.

Налажена, впрочем, как и в большинстве компаний, обратная связь с пассажирами - они могут оценить работу конкретного водителя. И если его рейтинг опустится ниже определенного уровня, он автоматически попадает в стоп-лист и вызывается на повторный тренинг.

Можно предположить, что повторный тренинг, а не, скажем, просто избавление от неудовлетворительно сработавшего водителя - решение во многом вынужденное. По оценкам инсайдеров рынка, парк luxury-машин в Москве не так и велик - что-то около 1000 автомобилей. С Wheely, по данным самой компании, пока работает 200 машин. Соответствуют сегменту и тарифы Wheely, забирающей у своих партнеров - транспортных компаний, которых сейчас около 50, 20% комиссионных. Приложение Wheely в Москве установили около 25 000 человек.

Выглядит это все, по московским масштабам, скромно. Более того, модель в нынешних условиях явно не очень поддается масштабированию. Но все дело как раз в том, что игра в сегменте high-end вполне может позволить не гнаться за масштабами. По существу, это развитие в другом направлении, уход в сторону сегментации рынка, очень мелкого его дробления в зависимости от более или менее выявляемых специфических потребностей потенциальных клиентов. "Большинство служб такси работает, пытаясь быть всем для всех. Если посмотреть на такси со стороны, то, казалось бы, все такси одинаковые - из точки А в точку Б, - рассуждает Михаил Овчинников. - Однако на деле есть разные сегменты рынка, с разными приоритетами и желаниями. Кому-то побыстрее и подешевле. Кому-то с комфортом, но он согласен машину подождать. Кому-то чтобы детское кресло было. И так далее, и тому подобное. Вот как картина выглядит сейчас: побыстрее и подешевле - "Яндекс Такси". Очень красиво - Wheely. Это очень "вкусный" сегмент рынка".

Wheely позиционируется как сервис личных водителей, а не такси, что, насколько можно судить, не просто маркетинговый ход, а некоторая предосторожность, позволяющая фирме пока не вступать в противоречие с российскими законами, которые, однако, нередко меняются и разнообразно применяются. Впрочем, если когда до Москвы и дойдет Uber, будет у кого позаимствовать опыт судебных разбирательств.


Основные факты о московском такси

Спрос на такси остается высоким в течение всего года. На него могут серьезно повлиять только праздники. Больше всего заказов поступает в последнюю неделю перед Новым годом, накануне 8 марта и 14 февраля, меньше всего - в новогодние каникулы и на майские праздники.

Недельный пик вызовов такси традиционно приходится на пятничную и субботнюю ночи. По будням больше всего поездок на такси совершается ближе к полуночи. Также заметно увеличивается число заказов утром, перед началом рабочего дня.

Средняя стоимость поездки по городу в будни по тарифу "Эконом" составляет 560 руб., по тарифу "Бизнес" - 1020 руб.

По будням в вечерний час пик почти треть стоимости поездки приходится на простой в пробках. Переплата за поездку средней продолжительности по тарифу "Эконом" составляет в это время примерно 180 руб.

Источник: "Яндекс.Такси", осень 2013 г.