Top.Mail.Ru
архив

Законы кармы

Америка наблюдает за интригой, в которой участвуют звезды медиа-бизнеса Самнер Редстоун и Мел Кармазин – руководители одной из крупнейших медиа-империй мира Viacom. Контракт Кармазина истекает в этом году, и одни только слухи о его возможном уходе привели к тому, что акции компании подешевели на 10%.

 

Полное имя Кармазина – Мелвин Алан, однако репортеры, называющие его так, рискуют получить выволочку от пресс-службы Мела: «Теда Тернера никто не называет Теодором, а Уолта Диснея – Уолтером. Мелвина Алана Кармазина не существует, есть только Мел Кармазин».

Мел Кармазин родился в США в 1944 году в семье эмигрантов из Восточной Европы. Отец – водитель такси, а мать – работница на фабрике. Семья жила бедно, поэтому Мел, будучи еще старшеклассником, пошел работать. Помог учитель: порекомендовал его на место «машинистки» в небольшое рекламное агентство. Он же посоветовал поступить в колледж после школы.

Хорошее образование не числилось в списке приоритетов юного Кармазина, поэтому он выбрал вечернее отделение. А днем работал, так что на занятия приходил в основном отсыпаться. Единственным исключением были лекции по бизнесу, которые Мел слушал очень внимательно, поскольку уже тогда вынашивал планы о создании собственной компании.

Первую достойную работу Мел получил на одной из нью-йоркских радиостанций, принадлежавших известной телерадиокомпании CBS. Мела взяли на должность рекламного агента с окладом около $1400 в месяц. Настырный молодой человек быстро познакомился чуть ли не со всеми потенциальными рекламодателями. Ходила шутка, что рекламодатели соглашались купить рекламное время лишь для того, чтобы Кармазин наконец отвязался от них.

Успехи были ощутимые, и это заставило начальство задуматься: ведь, получая комиссионные, он зарабатывал неприлично большие для рекламного агента деньги – около $6000 в месяц. Когда боссы в первый раз урезали размер его комиссионных, Кармазин стерпел. Но когда они попытались повторить этот трюк еще раз, ушел из CBS, чтобы с триумфом вернуться туда через 20 с лишним лет.

Перспективного юношу заметили в медиа-империи Джона Клюге Metromedia и в 1970 году пригласили на работу на радиостанцию WNEW-AM. Там его таланты, наоборот, поощряли, поскольку полагали, что рвение Кармазина выгодно компании. В возрасте 31 года он занял должность генерального менеджера на другой радиостанции холдинга – WNEW-FM, а затем стал руководить обеими – и WNEW-AM, и WNEW-FM. Работу в Metromedia Кармазин вспоминает с благодарностью. Она стала для него не только хорошей школой, но и надежным источником дохода, который позволил Мелу больше никогда не беспокоиться о деньгах. Этот факт он обычно подчеркивает особо, утверждая, что с тех пор на первом месте для него стоят интересы акционеров, а не его собственные.

 

Красный Mercedes

В 1981 году Кармазин получил предложение, от которого не смог отказаться. Двое бывших топ-менеджеров Metromedia – Джералд Каррус и Майкл Уэйнер предложили Мелу возглавить недавно созданную ими компанию InfinityBroadcasting, в собственности которой находилось три радиостанции, и положили зарплату в размере $10 000 в месяц. Едва ли не ключевым пунктом контракта стало обещание владельцев предоставить Кармазину красный Mercedes: патриотичный Клюге категорически отказывался покупать иностранные машины для своих подчиненных, а для обычно скромного в быту Кармазина шикарный красный автомобиль стал символом окончательного расставания с нищим детством.

В Infinity Кармазин впервые опробовал принцип управления, который впоследствии использовал во всех возглавляемых им компаниях. Он мог заплатить ошеломляющую сумму за небольшую радиостанцию, действовавшую на стратегически важном для компании рынке, зато потом стремился снизить операционные расходы до минимума – прежде всего за счет сокращений в творческом коллективе и администрации. При этом вдвое, а то и втрое увеличивался штат рекламных агентов, работавших только за комиссионные и заинтересованных в конечном результате больше, чем сотрудники, «сидящие» на зарплате. Впрочем, нужным людям Кармазин предлагал щедрый оклад, позволявший не беспокоиться о том, что их сманят на сторону.

Кармазин практически не вмешивался в программную политику радиостанций, но требовал от менеджеров, чтобы они следовали двум принципам. Первый – большое внимание к спортивной тематике, второй – наличие в штате звезд-ведущих (в Америке их называют shock-jocks). Благодаря активности Кармазина Infinity приобрела права на трансляцию футбольных матчей с участием всех мало-мальски известных команд, что позволило добавить к аудитории радиостанций внушительную армию спортивных болельщиков.

В 1985 году телекомпания NBC, принадлежавшая GeneralElectric, уволила популярного ведущего Говарда Стерна: в одном из своих шоу он позволил себе высмеять руководство компании. Кармазин своего шанса не упустил, пригласив Стерна на радиостанцию K-Rock. А затем рискнул сделать из Стерна звезду национального масштаба, приняв решение транслировать его шоу на нескольких радиостанциях, принадлежавших Infinity. Сегодня это обычная стратегия, но тогда считалось, что звезда, популярная в одном городе, не вызовет интереса в других районах страны.

Длинный язык Говарда Стерна обошелся Кармазину в круглую сумму – не только из-за необходимости платить звезде огромные гонорары, но и из-за регулярных штрафов за его слишком смелые остроты. Однако в итоге расчет Кармазина полностью оправдался, так как именно присутствие Стерна с его скабрезными шутками помогло радиостанциям Infinity обрести неповторимый имидж, который конкурентам при всем желании не удавалось скопировать.

Еще одна звезда такого уровня, пригретая Кармазиным, – радиоведущий Дон Аймус. Про него говорят, что он специализируется на «спускании в сортир» известных личностей. При этом Аймус считается одним из самых интересных ведущих, а его шоу пользуется огромной популярностью и транслируется на 95 станциях.

В 1986 году Infinity впервые акционировалась, но в 1988 году была выкуплена менеджментом компании. Второй выход компании на фондовый рынок состоялся в 1992 году. Тогда акции Infinity оценивались в $17,5 за штуку, но всего четыре года спустя, когда Кармазин продал компанию, они стоили уже около $170. В собственности Infinity находилось 44 радиостанции, хотя начинала она всего с трех.

 

Триумфальное возвращение в CBS

Кармазин не собирался продавать Infinity. Напротив, он сам нацелился на крупномасштабные покупки. И в качестве мишени выбрал телерадиокомпанию CBS, в которой в свое время начиналась его карьера. За несколько лет до этого CBS, переживавшая финансовый кризис, была продана промышленной группе Westinghouse.

Кармазин заинтересовался CBS прежде всего из-за кабельного телевидения, которое, как он считал, станет прекрасным дополнением к сети радиостанций Infinity. Чтобы добиться своего, Мел был готов купить Westinghouse целиком, а потом избавиться от ненужных активов. Глава Westinghouse Майкл Джордан отказался и выдвинул встречное предложение: Westinghouse покупает Infinity за $4,9 млрд.

Практичный Кармазин подумал и согласился. Благодаря сделке он получил место в совете директоров CBSCorporation (вскоре после слияния компания отказалась от своего прежнего названия Westinghouse) и стал крупнейшим индивидуальным инвестором. Формально сохраняя статус второго лица, Кармазин постепенно забирал все больше и больше власти. Уже спустя четыре месяца он убедил Джордана, что должен отвечать не только за радио, но и за телевидение, хотя опыта работы в этой области у него не было. Еще через месяц Петер Лунд, президент CBS, внезапно подал в отставку – как утверждают, не без давления со стороны Кармазина и его сторонников.

В CBS Кармазин ввел тот же самый режим жесточайшей экономии, который практиковался в Infinity. От цепкого взгляда Мела не ускользала ни одна мелочь. Он мог, например, позвонить менеджеру телевизионной станции в Филадельфии и поинтересоваться, почему компания получает сразу три экземпляра журнала ElectronicMedia и пять – BroadcastingandCable, если можно обойтись всего одним. Во время правления Кармазина CBS избавилась от двух корпоративных самолетов, а также от армии поваров и официантов, обслуживавших главный офис компании.

В 1998 году очередь дошла и до самого Майкла Джордана. После нескольких месяцев препирательств с Кармазиным он был вынужден уйти в отставку. Однако акционеры не стали проливать по нему слез, и это неудивительно: при Кармазине кабельная сеть CBS впервые с 1994 года начала приносить прибыль.

 

«Я создаю стрессы»

Возглавив CBS, Кармазин впервые привлек к себе внимание, причем не только широкой публики, но и многих профессионалов индустрии. Однажды ему позвонил сам Руперт Мердок и начал разговор со стандартной фразы: «Мы еще незнакомы, но мне хотелось бы встретиться с вами». В ответе Кармазина звучало неприкрытое ехидство: «Мы встречались уже три раза, но тогда я не представлял для вас интереса и вы меня не запомнили».

Несмотря на то что Кармазин занял место в элите медиа-бизнеса, он по-прежнему ведет скромную жизнь, крайне редко дает интервью. После развода с женой (о котором долгое время не догадывались даже близкие друзья) Кармазин превратился в законченного трудоголика. Известно, например, что он встает без будильника в полпятого утра и после недолгих сборов отправляется в офис. Последний раз Кармазин ездил в отпуск еще в середине 70-х годов. На попытки выразить сочувствие по поводу таких напряженных условий работы отвечает коротко: «Я не испытываю стресса. Я сам его создаю».

Коллеги по бизнесу отзываются о нем с несомненным уважением, но характеризуют как чрезвычайно жесткого и бескомпромиссного человека. Один из коллег сделал Кармазину своеобразный комплимент: «Мелу совершенно несвойственно вероломство. Он никогда не ударит вас ножом в спину. Он всадит его прямо в грудь». Сам Кармазин подтверждает такое мнение о себе: «Я всегда буду честен с вами, даже если вам не понравится то, что я скажу».

Благополучно «проглотив» CBS, Кармазин стал исследовать новые пути развития. В 1999 году его жаждущий взор упал на Viacom, принадлежавшую легендарному медиа-магнату Самнеру Редстоуну.

Как самостоятельная компания Viacom была создана в 1970 году в результате отделения все от той же CBS. В 1987 году 83% акций Viacom за $3,4 млрд приобрел Самнер Редстоун. В 1993 году он выложил еще $10 млрд за ParamountCommunications, куда входили одноименная кинокомпания, телевизионная сеть и несколько парков развлечений. В 1994 году в империю влилась компания Blockbuster, специализирующаяся на прокате видеокассет. Ее покупка обошлась Редстоуну еще в $8,4 млрд.

Словом, к моменту, когда Кармазин положил глаз на Viacom, она представляла собой весьма успешный медиа-бизнес, куда более развитый по сравнению с CBSCorporation. Однако Мела не смутила разница в весовых категориях. В августе 1999 года он обратился к Редстоуну с предложением продать ему Viacom или обменять кабельные телекомпании CBS на телевизионные станции сети UPN, принадлежавшие Viacom.

Редстоун, по его собственному утверждению, сразу же разгадал хитрость Кармазина и выступил со встречным предложением: купить CBSCorporation. И Кармазин согласился – если и не с готовностью, то без долгих препирательств. Сумма сделки составила $34,8 млрд – крупнейшее на тот момент слияние в области медиа-бизнеса. Новая компания сохранила название Viacom, а Самнер Редстоун остался на посту СЕО. Кармазин вновь стал вторым лицом, получив полномочия президента и СОО Viacom.

 

Коса & камень

Поначалу обе стороны демонстрировали полное удовлетворение от сделки. Эксцентричный Редстоун с удовольствием рассказывал на пресс-конференциях: «Мел меня просто соблазнил». Обычно сдержанный Кармазин как мог подыгрывал новому боссу: «Я обожаю Самнера. Обожаю настолько, что целую его каждую ночь перед сном». После этого следовала достаточно продолжительная пауза, чтобы журналисты вдоволь нахохотались над шуткой.

Однако идиллия длилась недолго. Верный себе, Кармазин снова начал борьбу за сокращение расходов. Для начала он дал понять главам всех подразделений, что ожидает от каждого из них роста эффективности на 20%, причем не сделал исключения даже для кинобизнеса, известного своей непредсказуемостью. Кармазин не стеснялся давать советы новым подчиненным, причем даже в тех областях, в которых, как считалось, он совсем не разбирается. Досталось и рядовым сотрудникам, среди которых распространились пугающие слухи о том, что Кармазин собирается убрать из штаб-квартиры все автоматы с бесплатной газировкой и отменить премии.

Если бы Viacom возглавлял кто-то другой, можно было бы ожидать повторения сценария с CBSCorporation. Но Самнер Редстоун и сам не отличается мягким и уступчивым характером, и преклонный возраст отнюдь не сделал его мягче. В 1996 году он без сожалений уволил своего предполагаемого преемника Фрэнка Бионди, в то время занимавшего пост СЕО Viacom. Причиной, по слухам, стала статья в журнале NewYorker, автор которой слишком высоко отозвался о лидерских качествах Бионди.

Словом, уже спустя год после слияния пошли разговоры о том, что у Редстоуна и Кармазина серьезные разногласия. Стороны то опровергали их, то подтверждали – правда, чаще всего косвенно. Все это на фоне экономического кризиса, который затронул все крупнейшие медиа-компании мира. Конечно, по сравнению AOLTimeWarner или Vivendi империя Viacom выглядит почти благополучно, но проблемы есть и у нее. Конфликт между первыми лицами не помогает их решению. Когда в прошлом году пронесся очередной слух о скором уходе Кармазина из компании, акции Viacom упали сразу на 10%.

Контракт Кармазина с Viacom истекает в 2003 году, и деловые круги выдвигают различные прогнозы относительно окончания этой истории. Несмотря на проблемы Viacom, репутация Кармазина как менеджера остается очень прочной. Так что и после «развода», если он состоится, ему найдется куда податься. Ходили разговоры о том, что Disney готова пригласить его занять место Майкла Эйзнера, когда тот соберется в отставку. Согласно более свежему слуху, Кармазин может заменить Стивена Кейса на посту главы AOLTimeWarner.

29 января 2003 года состоялось закрытое заседание совета директоров Viacom. Хотя вопрос о будущем Кармазина официально не значился в повестке дня, предполагалось, что директора обсудят и эту проблему. Итоги заседания пока неизвестны, но источники в Viacom сообщили корреспондентам газеты TheNewYorkPost, что, вероятнее всего, Кармазин все-таки останется в компании еще на год или два.

Еще по теме