Заложники
Хотелось бы написать о чем-то более веселом, но сегодня нельзя не сказать о Бабицком. Говорить о чем-либо другом - все равно что лгать. То, что произошло с Андреем Бабицким, касается не только журналистов или свободы печати. Когда дело доходит до того, что государство распоряжается своим собственным гражданином как товаром для обмена, - это касается всех.
В советские времена между СССР и Западом случались похожие эпизоды обмена "пленными". Припоминаю, что Буковского обменяли на Корвалана: диссидента - на секретаря братской партии. Были и другие подобные случаи. Но это были сделки между авторитарным режимом и Западом. "Пленные" в результате обмена получали свободу. В случае же с корреспондентом радио "Свобода", по первой официальной версии, Бабицкий был передан группе террористов.
Затем власть скатывается все ниже и ниже. Да и невозможно представить, что могло бы быть по-другому, когда группа беспринципных людей неожиданно оказывается в ситуации повышенной коллективной ответственности. Впрочем, было бы странно, если бы так не произошло. Чего еще ждать от людей, которые до последнего времени заботились исключительно о личных интересах? А вдруг они осознают, что принимаемые ими решения имеют значение и последствия, которые распространяются гораздо далее ограды собственной виллы? Так не бывает.
Наблюдая за поведением официальных лиц, замечаешь, что верховная власть в России представляет собой конгломерат независимых друг от друга организаций и учреждений. Бабицкий арестован. Но нельзя понять, кем именно. Неясно, какие ему предъявлены обвинения: различные ведомства вменяют ему в вину массу всего, а официально предъявленного обвинения нет.
Кремль объявляет о его "освобождении" и скором прибытии в Москву под подписку о невыезде. Премьер и исполняющий обязанности президента заявляет, что берет судьбу Бабицкого под свой "личный контроль". Исполняющий обязанности генерального прокурора сообщает информационным агентствам, что он санкционировал арест, который арестом не являлся. Но Бабицкого неожиданно меняют на двоих российских солдат, попавших в плен на войне, которая вроде бы и не война. Непонятно, кто принял решение об этом обмене, кто его осуществил. Даже кому передан Бабицкий, не дано узнать, так как объявленный "полевой командир" боевиков никому не известен. По заявлениям военных выходит, что Бабицкий сам предложил обмен. Но, вместо того чтобы объявить его героем, который спас двух российских солдат, Бабицкого обливают грязью как предателя. В любом случае ему так ни с кем и не дали переговорить. Когда он собственноручно писал то заявление, которое было затем представлено общественности, он был не более свободен, чем заложник в руках бандитов с приставленным к виску пистолетом.
Нам показывают кадры видеосъемки - путаные, подозрительные, тревожные - самого "обмена". Его снял на видео офицер ФСБ, который "случайно" оказался на месте. Действительно, ФСБ официально заявляет, что не несет ответственности за арест Бабицкого и его "обмен". Потрясающее совпадение. Но, несмотря на монтаж кадров, удается разглядеть номер автомашины, на которой приехали "бандиты" в масках, чтобы забрать заключенного у других бандитов, которые представляют государство. Так вот, выясняется, что эта машина принадлежит военным. Однако официальные лица в Москве спешат заявить, что с этого момента они не несут никакой ответственности за судьбу Андрея Бабицкого. То есть, если он вдруг погибнет, в его смерти будут повинны только чеченские террористы.
Все делают вид, что всё нормально. И действительно, для "них" это нормально. Но на скользкой наклонной плоскости трудно удержать равновесие. И вот уже министр юстиции заявляет, что Андрей Бабицкий должен явиться на допрос. Если же - обратите внимание! - он немедленно не явится к следователю, то будет арестован. В качестве свидетеля или обвиняемого? Непонятно. Ясно только, что он будет арестован в случае неявки.
Бедный Бабицкий! Если он еще жив, если он еще в руках таинственных "бандитов", то он в безвыходном положении. Если его не арестовали 16 января - арестуют сейчас. Впрочем, для удобства (и чтобы закрыть это щекотливое дело) можно будет представить дело так, что Бабицкий попытается бежать. А во время побега кто-нибудь даст предупредительный выстрел вверх и пуля случайно попадет ему в висок. Тогда можно будет пустить в ход сразу две версии: одну - о побеге, а другую - о самоубийстве. Что, в свою очередь, явится доказательством того, о чем говорили с самого начала: российский гражданин Бабицкий - предатель, и его подвел страх понести наказание за совершенные преступления. Правда, никому не известно, что это за преступления. Мороз по коже. Когда произвол становится правилом, никто не может чувствовать себя в безопасности. Это как идти вечером домой и думать, что ночью твой дом с тобой самим, с твоими родными и близкими взлетит на воздух. И тебе не остается никакой надежды на спасение.