Замерзшие миллиарды
Первый день зимы ознаменовался созданием в арктической зоне России нового объединенного стратегического командования (ОСК) «Север». Предполагается, что в северную группировку войск войдут не только морские пехотинцы, флот, но и части противовоздушной обороны, а также авиация. Они призваны охранять бесценные запасы полезных ископаемых российского шельфа. Вопрос только, от кого? Несколько лет назад активно обсуждалась полуфантастическая версия, что Китай якобы может установить на «ничейных» участках арктических морей собственные буровые платформы, а рядом построить плавучие военные базы.
Кладовые данного региона действительно колоссально богаты: потенциальные запасы углеводородов оцениваются минимум в 5 млрд тонн условного топлива. Из 60 крупных углеводородных месторождений за Полярным кругом в российском секторе расположено 43. При этом общий ресурсный потенциал российской Арктики оценивается примерно в 106 млрд тонн нефти и в 69,5 трлн куб. м газа. По самым скромным подсчетам, это около $10 трлн! Серьезный кусок, за который можно побороться. Не зря многие западные эксперты предсказывали чуть ли не войну за контроль над запасами полезных ископаемых северных морей. «На данный момент все проекты в Арктике, которые ведут российские компании, можно отнести к стратегическим. Основная их роль – показать, что данные участники Арктики принадлежат РФ. Можно предположить, что для этого были созданы специальные воинские соединения, уже базирующиеся в Арктике», – говорит старший аналитик банка «Глобэкс» (группа Внешэкономбанка) Елена Лысенкова.
Однако вся эта стратегия была абсолютно оправданна при высоких ценах на нефть. Сегодня себестоимость добычи в Западной Сибири – $5–6 за баррель, а в Восточной Сибири – до $15. Но это только добыча, а сюда необходимо еще прибавить транспортировку, расходы на геологоразведку и многое другое. В итоге получается, что добыча на этих участках рентабельна вплоть до уровня мировых цен в $50 за баррель, а на некоторых и ниже. А вот по оценкам основателя компании «ИНФРА Технологии» Валерия Баликоева, разработка шельфа российской Арктики требует цены на нефть выше $80 за баррель. И то при этих ценах многие проекты, как говорится, будут работать на отдаленную перспективу. О выходе их на рентабельность в ближайшие годы думать не приходится.
Несбывшиеся мечты
В конце ноября президент НК «Роснефть» Игорь Сечин в интервью австрийскому изданию Die Presse заявил, что цена на нефть может опуститься до $60 за баррель. В этом случае компании придется сдвинуть дорогие инвестпроекты. Но он не уточнил, какие именно. Не ответили на этот вопрос и в самой «Роснефти», хотя для многих очевидно, что речь идет именно об арктических проектах.
Примечательно, что именно в день создания ОСК «Север» стало известно: «Роснефть» и американская Exxon Mobil Corp. расторгли контракты с норвежской Siem Offshore Inc. на аренду трех судов для арктических работ. Это притом что сам Игорь Сечин ранее озвучивал амбициозные планы – вложить в разработку арктических месторождений до $400 млрд. «По состоянию на сегодня эти проекты, скорее, будут заморожены при отсутствии государственных субсидий», – констатирует портфельный управляющий General Invest Алексей Бизин. Позвольте, но как же деньги, уже вложенные в разработку арктического шельфа, героическое погружение Артура Чилингарова с флагом РФ в воды Северного Ледовитого океана, помпезное открытие буровой платформы «Приразломная», да и собственно создание арктической группировки войск? Только одна морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», расположенная в Печорском море, обошлась «Газпрому», по различным оценкам, в 60–90 млрд руб.
«Приразломная» еще на первоначальном этапе реализации проекта была планово-убыточной. Она нужна была для того, чтобы застолбить территорию и продемонстрировать не только желание РФ, но и ее возможность разрабатывать запасы арктического шельфа. Сейчас проект стал вдвойне убыточным относительно первоначальных оценок», – поясняет Валерий Баликоев. Он считает, что не стоит питать иллюзий относительно окупаемости арктических проектов: это пока только политика, никакой экономической целесообразности в разработке этих северных месторождений на данный момент нет. Но забрасывать их реализацию тоже не стоит: количество традиционных месторождений с легкоизвлекаемыми запасами неуклонно сокращается, так что рано или поздно необходимо будет идти в Арктику.
«Ко» совсем недавно предлагал несколько версий наблюдаемого обвала цен на нефть, но опрошенные эксперты полагают, что фундаментально «черное золото» не может стоить $20–30 за баррель. Сам Игорь Сечин предрекал в интервью Die Presse, что период дешевой нефти может продлиться в течение первого полугодия 2015 г., кто-то считает, что котировки могут упасть до $60 за баррель, но не продержатся долго на этом уровне. «Колебания цен на нефть происходят регулярно. Цены то снижаются, то вновь растут. Эти своеобразные «качели» давно известны в мире, и рынок к ним относится весьма спокойно.
К примеру, 4 февраля текущего года баррель нефти Brent стоил $105,27, а уже 18 февраля – $110,63. Или: 2 апреля баррель марки Brent стоил $104,7, а уже 24 апреля – $110,41. Так что до конца года возможно повторение практически любой ситуации: и скачкообразный рост цен, и стремительное падение», – рассуждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Кроме того, Валерий Баликоев указывает, что Саудовская Аравия, на которую, судя по всему, США делают ставку в ценовых войнах, сама испытывает трудности с добычей углеводородов. Этот факт не афишируется, но соотношение нефти и воды в разрабатываемых Саудовской Аравией месторождениях сейчас доходит до 70% к 30% соответственно. Вода закачивается в скважину для поддержания давления, и ее доля в самом начале добычи минимальна. Уровень в 30% говорит о том, что скважина близка к истощению. Если это действительно так, то те, кто обрушил цены на нефть, пошли ва-банк. Они понимают, что Саудовская Аравия не в состоянии нарастить добычу в случае необходимости.
На рынке уже давно ходят слухи, что ближневосточный «насос» работает на пределе своей мощности, и все громкие заявления ОПЕК о нежелании наращивать добычу, дабы не обрушить нефтяные цены, – не более чем фикция. У стран – членов ОПЕК попросту нет физической возможности нарастить добычу. Поэтому после спекулятивного обвала цен на нефть они вполне могут вернуться на «комфортный» для реализации арктических проектов уровень выше $100 за баррель.
Забег инженеров
Даже если цены вырастут, это вовсе не означает автоматического возврата к реализации амбициозных арктических проектов. «Арктическая нефть одна из самых дорогих, но при этом она еще и сильно зависит от технологий, которых в России попросту нет», – подчеркивает Валерий Баликоев. В июле Евросоюз и США ввели в отношении нашей страны секторальные санкции, ограничивающие экспорт в РФ продукции для нефтяной отрасли, в частности, оборудования для глубоководной нефтедобычи и работы в Арктике. Потенциальными жертвами европейских санкций эксперты называли проекты по освоению шельфа и трудноизвлекаемых запасов. Санкции распространяются на сделки и контракты, заключенные с 1 августа 2014 г.
«Роснефть» и ExxonMobil в сентябре 2014 г. по результатам бурения скважины «Университетская-1» в Карском море открыли новое месторождение на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1. Его назвали «Победа». Предварительная оценка ресурсной базы составляла 338 млрд куб. м газа и свыше 100 млн тонн нефти. Однако из-за введенных против РФ санкций ExxonMobil вынуждена была остановить работы по проектам в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве с «Роснефтью», включая бурение в Карском море. В начале ноября норвежская компания, предоставляющая нефтесервисные услуги «Роснефти», – буровая North Atlantic Drilling Limited (NADL) – заявила, что сделка по покупке российской компанией доли в NADL отложена до 2015 г. Ранее сделку планировалось завершить в IV квартале, и благодаря ей российская сторона рассчитывала получить долю в компании, располагающей технологиями глубоководного бурения на шельфе северных морей, в чем Норвегия сильно преуспела за последние годы.
В этих условиях остается опираться либо на собственные силы, либо на помощь государств, не поддерживающих санкции против РФ. «В копилке «Росатома» множество заделов, которые могут быть использованы для работ в Арктике», – отметил директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Дан Медовников на заседании межведомственной рабочей группы по разработке предложений в проект госпрограммы «Освоение арктических территорий Российской Федерации». Речь идет не только о технологиях атомного энергоснабжения работ на шельфе. «Помимо энергетики, есть много разработок «Росатома», которые, так или иначе, можно применить в Арктике. Это десятки разных тем», – сказал эксперт. К «конверсии» технологий под нужды арктических проектов пытается подключиться и «Ростелеком», заявивший об активизации работы в регионе.
Но все это может оказаться бессмысленным: за два-три года создать фактически с нуля технологии глубоководного бурения, да еще и в условиях Крайнего Севера не представляется возможным. Теоретически существует вероятность привлечения других партнеров – китайских и иранских компаний, не обращающих внимания на санкционную войну. Та же Поднебесная наращивает добычу нефти и газа в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Восточный сосед разрабатывает собственные технологии. Но условия добычи в теплых водах Южно-Китайского моря с арктическим шельфом сравнивать сложно. Поэтому остается надеяться лишь на российских ученых и на то, что государство если не поможет деньгами, то хотя бы даст отсрочку в реализации крупномасштабных проектов в Арктике.
В конце октября Игорь Сечин уже обратился в правительство с просьбой о предоставлении «Роснефти» отсрочки в освоении месторождений в Арктике. Дело в том, что действующими лицензионными соглашениями предусматривается выход на добычу максимум через десять лет. Но в условиях санкций со стороны Запада и при отсутствии технологий госкомпания явно не успеет освоить весь огромный портфель шельфовых проектов, которые она набрала. «Роснефть» просит увеличить срок геологоразведки на шельфе арктических морей с десяти до пятнадцати лет. Причина – экстремальные природно-климатические условия, сложная ледовая обстановка, а также отсутствие специальных технических средств, позволяющих выполнять такие работы круглогодично, что усложняет проведение геологоразведочных работ. Единственное, что забыли добавить, – это отсутствие технологий работы в таких климатических условиях и свободных денег при обвале нефтяных котировок на мировом рынке.
Карусель под северным сиянием
Понимая, что с реализацией арктических проектов Москва, возможно, поторопилась, чиновники решили пойти по пути Арабских Эмиратов, которые наряду с нефтяным бизнесом второй статьей доходов сделали туризм. Естественно, что в Карском море купаться никто не будет, да и загорать под северным сиянием тоже. Но Владимир Путин поручил правительству совместно с научными организациями подготовить предложения по созданию национального атласа Арктики. Среди предлагаемых туристических маршрутов: рыболовные круизы по реке Лене, катание на оленьих упряжках, экспедиции по следам предков в поисках Земли Санникова, этнографические туры к коневодам Оймяконского улуса. Арктический туризм в Якутии может стать столь же популярным, как в арктических частях Аляски, Канады, Норвегии и Финляндии, надеются чиновники. Судя по опыту создания туристических кластеров на Северном Кавказе, можно предположить, что ажиотажного спроса на туры в Арктику не возникнет, тем более, что доходы от этого направления наверняка не «отобьют» деньги, уже вложенные в реализацию проектов по добыче углеводородов на шельфе северных морей. Но даже тут возникли сложности: финский консорциум Sofi, еще четыре года назад заявлявший об интересе к участию в создании арктического туристического кластера, отказался от проекта. Без объяснения причин, хотя всему виной опять же санкции, подозревают эксперты.
Единственный работающий на сегодняшний день туристический проект в Арктике реализует компания Poseidon Expeditions. Она «катает» отдыхающих на ледоколе к Северному полюсу. Но, как признавался в интервью «Ко» основатель компании, этот бизнес сложно назвать высокоприбыльным. Очень много накладных расходов, а контингент туристов, желающих выпить бокал шампанского на «крыше мира» за $20 000, весьма невелик. Поэтому сложно ждать ажиотажного спроса на данное направление, учитывая расстояние до Якутии из той же Европы, Японии и Китая, на туристов из которых и будет ориентирован новый кластер.