Запад наносит «смертельный удар» по «Белавиа»

После инцидента с экстренной посадкой самолета Ryanair в аэропорту Белоруссии, где был задержан белорусский оппозиционный журналист Роман Протасевич, перевозчики стали массово отменять полеты в воздушном пространстве страны. Национальному лидеру пассажирских перевозок — «Белавиа» — хотят полностью закрыть доступ в европейские аэропорты. Сможет ли авиакомпания справиться с санкциями Запада — разбирался журнал «Компания».

Инцидент, ставший спусковым крючком для нарастающей напряженности в отношениях с Белоруссией, произошел 23 мая. В тот день в минском аэропорту совершил экстренную посадку самолет авиакомпании Ryanair, летевший по маршруту Афины — Вильнюс. Лайнер вынужденно изменил курс и сел в Минске из-за сообщения о минировании. Как утверждают власти Белоруссии, пилоты сами запросили посадку.

На борту самолета Ryanair в тот день находился 26-летний Роман Протасевич. Он известен как бывший главный редактор Telegram-канала Nexta, ставшего главным новостным ресурсом в период летних протестов оппозиции в Белоруссии. На родине Протасевич включен в список террористов, на него заведено дело по статье об организации массовых беспорядков. И хотя информация о минировании рейса оказалась ложной, за время проверки Протасевича задержали.

Страны Запада мгновенно отреагировали на произошедшее. Действия местных властей осудили в США и европейских странах. Одними из первых начали действовать Великобритания и Украина, объявившие о запрете на полеты к себе для «Белавиа». При этом Украина полностью приостановила авиасообщение с Белоруссией.

США, Великобритания, Ирландия и Чехия предложили приостановить полеты в воздушном пространстве Белоруссии. С таким же предложением выступили в Польше, Германии, Латвии и Литве. На уровне ЕС решение еще не принято, однако перевозчики стали самостоятельно отказываться от полетов над страной. Среди них — Finnair, Air France, Lufthansa и Singapore Airlines.

По итогам саммита Евросовет призвал всех базирующихся в ЕС перевозчиков избегать перелетов через Белоруссию. Члены совета также призвали запретить белорусским авиакомпаниям летать в Евросоюз. Решение вступит в силу лишь после утверждения министрами в Совете ЕС. На вынесение окончательного вердикта может уйти до нескольких недель.

О бизнесе «Белавиа»

Основная мишень новых западных санкций — национальная авиакомпания Белоруссии «Белавиа». Она была основана в 1996 году и базируется в Минске. Компания имеет 17 представительств в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также является членом Международной организации воздушного транспорта (IATA).

«Белавиа» называет себя лидером пассажирских перевозок в стране и современной компанией, «отвечающей последним инновациям». Ее парк состоит из 30 самолетов, среди которых — самые современные Boeing 737 MAX и Embraer E195-E2. Перевозчик преимущественно закупает лайнеры в США и Бразилии.

Основные рейсовые и чартерные международные полеты «Белавиа» осуществляет из Национального аэропорта Минска. Именно там несколько дней назад совершил экстренную посадку борт Ryanair. При этом самолеты «Белавиа» летают преимущественно за рубеж.

Несмотря на пандемию коронавируса, перевозчик не отменил полностью все рейсы. Однако влияние закрытых границ на «Белавиа» оказалось довольно серьезным. Согласно бухгалтерской отчетности, выручка авиакомпании за год в долларовом эквиваленте сократилась более чем вдвое и составила 200 миллионов долларов.

В 2020-м «Белавиа» отчиталась о чистом убытке в 35,4 миллиона долларов (при общих убытках транспортной отрасли примерно в 133 миллиона). Годом ранее перевозчик показал прибыль, сравнимую по размеру с пандемийным убытком. Долгосрочные обязательства компании за год выросли почти на 240 миллионов долларов, а число сотрудников выросло более чем на 70 человек.

Транзитный хаб для россиян

Одним из важных направлений бизнеса «Белавиа» являются транзитные перевозки. Авиакомпания развивает их с конца 2015 года, когда было закрыто прямое авиасообщение между Украиной и Россией. Тогда на регулярных рейсах «Белавиа» было чуть больше трети трансферных пассажиров, а уже через два года их доля приблизилась к половине.

Большую роль в развитии этого направления сыграла пандемия. В период ограничений на перелеты аэропорт Минска стал одним из крупнейших хабов в Восточной Европе. Больше всего рейсов совершается национальным перевозчиком «Белавиа», рассказал журналу «Компания» основатель сервиса «Купибилет» Сергей Пирожников. Через него можно посетить страны Европы, Турцию, Кипр и Египет. «Также российские путешественники используют минский аэропорт в качестве транзитной зоны для пересадки на “Турецкие авиалинии”, так как в Стамбуле можно совершить согласованную пересадку и отправиться во множество локаций по всему миру», — уточнил он.

После появления новостей об ограничении полетов в Турцию люди начали летать в страну через Белоруссию, добавил представитель сервиса поиска билетов Aviasales Янис Дзенис. Так, из Минска в Стамбул без каких-либо ограничений можно добраться за 14 тысяч рублей.

«На россиянах эта ситуация (с санкциями в отношении Белоруссии — прим. ред.) скорее всего никак не отразится. По сравнению с 2020 годом количество бронирований по маршруту Россия—Белоруссия сократилось вдвое. Падение вообще логично для международных маршрутов», — напомнил эксперт.

Сегодня из Минска регулярными рейсами можно улететь на Украину, в страны Западной Европы, Грузию, Белград, Ларнаку, Стамбул, Дубай и Китай. Чартерами же можно отправиться в Турцию, Египет, Черногорию и Албанию. В последние месяцы в Белоруссию из России еженедельно отправлялось не менее пяти регулярных рейсов, сообщили в сервисе «Купибилет». Многие россияне путешествовали с целью отдыха и работы.

С начала года есть сезонное колебание спроса на поездки в Белоруссию из России, подтвердил Пирожников. Он упал в два раза, однако такое падение отмечается ежегодно. «Можно с уверенностью сказать, что Белоруссия пользуется популярностью среди наших граждан, однако летают туда не так часто, как до наступления пандемии», — отметил эксперт.

прочитать весь текст

Авиакомпания для престижа

На «Белавиа» действия Запада окажут куда более серьезное воздействие, предупредил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Перевозчику, у которого все строилось на зарубежных пассажирах, теперь придется переориентироваться на своих.

«Происходящее может стать для “Белавиа’” смертельным ударом. Она никогда не была прибыльной, доходной авиакомпанией, скорее всегда существовала для престижа. И, если ограничения затянутся, то бесконечно долго содержать ее не будет никакого смысла», — признал эксперт.

Если у «Белавиа» останется лишь российское направление, то шансов на сохранение авиакомпании нет, продолжил Гусаров. Он напомнил, что Минск не является для россиян «туристической меккой». Вместе с тем путешествующим из России в Белоруссию зачастую удобнее воспользоваться поездом или машиной. Аналогичная ситуация — с туристами с другой стороны.

Эксперт допустил, что туристов из Белоруссии могут заинтересовать российские курорты, а именно Крым, Сочи или Краснодар. Когда турецкие власти ослабят ограничения по коронавирусу, белорусы смогут также летать в Турцию. «Но в данный момент кроме Москвы они никуда полететь и не смогут, а как снимут ограничения, смогут летать куда-то через территорию России», — напомнил Гусаров.

Обострением ситуации с Белоруссией недовольны все авиакомпании, уверен эксперт. Оно ведет к серьезным затратам перевозчиков, которые еще не оправились от застоя в пандемию.

«Авиакомпании сейчас и так считают каждую копейку, а любой облет — это огромные потери. Та же Латвия, которая первой подключилась к антибелорусской истерии, чтобы полететь в Турцию или Грецию, будет вынуждена летать кругами. Понятно, что “Белавиа” — госпредприятие, и его поддержат в любом случае, но значимость Минска как транзитного узла будет сведена к нулю со всеми вытекающими последствиями», — заключил Гусаров.