Запасные выходы

02.06.201400:00


Фото: Shutterstock

Согласно свежей статистике из США, в Америке налицо резкое повышение спроса на услуги лоббистов в связи с ситуацией вокруг Украины, введением антироссийских санкций и возможным их расширением. Так, в первом квартале 2014 г. именно эту сферу интересов включали в список своих лоббистских приоритетов 29 компаний и бизнес-групп против всего трех в последние три месяца 2013 года. И это притом что доля российско-американской торговли в объеме внешней торговли США составляет, по данным Earnst&Young, всего 1%, или $38 млрд.

Подключить все ресурсы

Задача лоббистов (лоббизм в США - регулируемая законодательством отрасль) - напоминать рассматривающим возможность новых санкций против России политикам, законодателям, госбюрократам в США об интересах американского бизнеса в России и о том, что санкции могут бумерангом ударить по своим.

Среди тех, кто озабочен, числятся Exxon Mobil Corp., Coca-Cola Co., Xerox Corp. General Motors, Chevron Corp., Anadarko Petroleum Corporation, Westinghouse Electric Co. Агентство Bloomberg приводит формулировку представителя американского бизнеса Royal Dutch Shell, который сказал, что работа носит "общий характер и состоит в донесении фактов и поддержании диалога".

Нетрудно заметить, что административный ресурс решили подключить в первую очередь ресурсные бизнесы - нефтяные, газовые и работающие в атомной энергетике компании. Chevron и Shell, например, имеют соглашения по газодобыче на шельфе Черного моря с Украиной, Shell намеревается расширять нефтяной проект "Сахалин-2" в России плюс газовый проект на российском же Дальнем Востоке. У Exxon в России - обширные интересы, включающие проект по бурению в Арктике совместно с "Роснефтью". Что касается General Motors, равно как и других, и не только американских, но и европейских автопроизводителей, то их заинтересованность в российском рынке очевидна, а потому компания регулярно проводит мониторинг ситуации и находится в постоянном контакте с властями как США, так и ЕС. По итогам экономического форума в Санкт-Петербурге глава "Роснефти" Игорь Сечин, включенный американцами в санкционный список, отметил, что в форуме участвовали все компании, сотрудничающие с "Роснефтью". Глава одной из них - BP - Роберт Дадли прямо заявил, что все проекты замены российской нефти практически нереализуемы.

Без резких движений

Связанные с природными ресурсами компании легко понять: их бизнес - это дорогостоящие проекты, рассчитанные на много лет. Он не годится для стремительного маневрирования в угоду политической конъюнктуре. Но и западные компании в других отраслях, хотя и внимательно следят за событиями, предпочитают не делать резких движений. Пока.

Уход с такого обширного рынка, как заявил в интервью американскому деловому телеканалу CNBC со-гендиректор французского гиганта наружной рекламы JCDecaux Жан-Франсуа Деко, был бы ошибкой, хотя инвесторам в Россию всегда надо быть готовыми к кризису: "Если у вас пороха не хватает, чтобы вкладываться сюда, уж лучше сидеть дома, но это ведь такой большой рынок". Недаром, по оценке главы Ассоциации европейского бизнеса в России Райнера Хартманна, китайские инвесторы уже выстроились в очередь для того, чтобы заменить в России европейцев, и число китайских компаний из сферы высоких технологий, которые уже готовы выйти на российский рынок и заменить, скажем, Alstom, Siemens, BASF и Bayer, достигает нескольких десятков.

Отвечая на вопрос "Ко" о влиянии санкций на бизнес в России, директор по продажам и маркетингу DHL Express в России Анна Клинскова отметила: "Состояние рынка экспресс-доставки является своего рода барометром торговой активности, и в этом аспекте мы не наблюдаем какого-либо заметного эффекта, связанного с санкциями". Жорж Шишманов, генеральный секретарь ЗАО "Л'Ореаль", сообщил "Ко", что "последние события и тенденции в русско-европейских отношениях на данный момент никак не повлияли на деятельность ЗАО "Л'Ореаль" и не повлекли за собой необходимость каких-либо специальных мер". А генеральный директор "Асикс Рус" (производитель спортивной одежды и обуви) Йоханн Фишер и вовсе полон оптимизма и заявляет, что его компания в 2014 году намерена удвоить финансовые показатели.

"План Б"

Справедливости ради надо отметить, что многие компании, что само по себе показательно, предпочли тему не комментировать и уж тем более не распространяться о том, есть ли у них некий "план Б" на случай ухудшения обстановки. Американские компании, например, рассматривают возможность смены российских поставщиков с госучастием на европейских, что, безусловно, повлечет за собой увеличение издержек.

Просчитывая возможные негативные эффекты антироссийских санкций, глава немецкой софтверной SAP Уильям МакДермотт говорит о возможном увеличении цикла продаж, добавляя, что уверен: это можно будет компенсировать за счет глобальных продаж.

Больше всего, как водится, тревожится финансовый сектор. По сведениям источников "Интерфакса", иностранные банки настаивают на том, чтобы российские заемщики привлекали синдицированные кредиты на новых условиях и просят Ассоциацию участников рынка заимствований изменить типовую форму договоров, введя дополнительные требования к компаниям из России.

В уникальную ситуацию попала американская Space Exploration Technologies Corp. (SpaceX), занимающаяся коммерческими космическими полетами и основанная известным бизнесменом Элоном Маском. Ей план снижения санкционных рисков точно не нужен. SpaceX и Маск уже некоторое время ведут судебную тяжбу с американскими военными, оспаривая итоги тендера на осуществление космических запусков для вывода на орбиту военных спутников. Конкурс выиграла United Launch Alliance, совместное предприятие Boeing Co. и Lockheed Martin Corp., в ракетах которых устанавливаются двигатели российского производства. И ситуация с санкциями - реальными и потенциальными - используется Элоном Маском как дополнительный аргумент в коммерческом споре. Однако американские военные не готовы так просто пойти на уступки SpaceX и говорят, что изучат возможность использования американских ракет Delta, что, конечно, будет стоить дороже. Впрочем, рост издержек на фоне политически мотивированных требований властей в какой-то момент может стать для компаний не только приемлемым, но и единственно возможным "планом Б". Западный бизнес сейчас явно в заложниках у политиков.