Top.Mail.Ru
мнения

Запрос на справедливость

Милана Давыдова — главный редактор журнала «Компания»

Пандемия не помешала Владимиру Путину провести парад Победы. Такая настойчивость объясняется представлениями президента об исторической справедливости. 

Парад демонстрирует тот инструмент, с помощью которого эта справедливость может быть восстановлена. В случае современной России это — танки и пушки. И, если на лидеров Запада такой аргумент уже не действует (их на трибунах не было), для традиционных союзников (тех, кто на трибунах присутствовал) — это большое подспорье. Последние демонстрируют своему электорату, какой поддержкой заручились в гостях у «большого брата». Как Александр Лукашенко, например. 

Для внутренней повестки парад необходим, особенно в преддверии голосования и на фоне кризиса: точность парадных расчетов, мощь военной техники напоминают соотечественникам, что Россия — не «Датское королевство», в котором, как известно, все прогнило, здесь все под контролем и порох в пороховницах. Плюс 2% к НДФЛ для богатых в пользу несчастных детей вполне вписывается в парадигму своеобразно понятой справедливости. Верховная власть держится за нее как стриптизёрша за шест — стоит оторваться, и это уже совсем другая сказка. 

Запрос на справедливость существует во всех слоях общества, и проявляется он сегодня в таких формах, к которым власть оказалась не готова.Шаман Габышев, схиигумен Сергий, региональные авторитеты из 90-х и пр. сегодня становятся символами борьбы за справедливость. 

Наслаждающимся гостеприимством вновь открытых московских веранд эти люди до сих пор кажутся смешными и несерьезными чудаками (Габышев - психически нездоровым, схиигумен - косноязычным). Однако власть почему-то так не считает. Против одного посылает ОМОН и мобилизует силы карательной психиатрии, против другого — ФСБ.

Что это? Неужели мир сошел с ума?

Нет. Это всего лишь выражение запроса на справедливость. 

Справедливость — основная скрепа в любом обществе, но это не танки, пушки и портреты предков. Когда те органы, которые институционально призваны следить за соблюдением справедливости, игнорируют свои обязанности, тогда общество возлагает это бремя на себя. Тогда, действительно, шаман и схиигумен становятся символом справедливости. Как когда-то такими символами стали Иван Болотников, Степан Разин, протопоп Аввакум и множество менее известных самоуполномоченных.

Еще по теме