Zara возвращается: ритейлер ищет путь в Россию через дружественные страны

Испанская группа Inditex задумалась о передаче российских активов партнерам из дружественной страны: например, Юго-Восточной Азии или Персидского залива. При этом, по словам источников, работу в РФ возобновят наиболее рентабельные бренды, такие как Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius. Открытие этих магазинов под новыми вывесками запланировано на 2023 год, а вот Massimo Dutti, Oysho и Zara Home готовятся покинуть рынок, и их площадки арендаторы уже готовы сдавать под новые бренды.

Вслед за LPP

Испанская группа Inditex (бренды Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho, Bershka, Stradivarius и др.) задумалась об изменении корпоративной структуры российской «дочки» — АО «Зара СНГ». О планах ритейлера «Коммерсант» узнал из определения Арбитражного суда Самарской области.

Суд рассматривал иск владельца самарского ТЦ «Космопорт» к «Зара СНГ». В материалах от 30 сентября шла речь о том, что Inditex намерена передать структуру в РФ третьей компании. К последней предъявлялось условие — она должна быть зарегистрирована в стране, которая не считается недружественной со стороны России.

В головном офисе Inditex не предоставили комментария изданию. Однако источник, осведомленный о планах испанской компании, заявил, что российское подразделение может перейти партнеру группы из ОАЭ. А глава департамента торговой недвижимости Commonwealth Partnership Ольга Антонова заявила, что бизнес в РФ может быть передан партнерам по франшизе как одной из стран Персидского залива, так и Юго-Восточной Азии.

Напомним, аналогичный сценарий летом реализовал польский ритейлер LPP (бренды Reserved, Cropp, Mohito и Sinsay). Российский бизнес он передал своему топ-менеджменту и компании «Фар ист сервисиз-фзко», зарегистрированной в ОАЭ. Запись об этом в ЕГРЮЛ датирована 30 июня.

При этом магазины сети, закрывшиеся в конце марта, начали возобновлять работу еще в конце мая, под новыми вывесками: Reserved получил название Re, Mohito — M, а Sinsay — «Син». Тогда журналисты писали, что ритейлер продал свои активы китайскому консорциуму FES retail. Как впоследствии пояснила в своем Telegram-канале Ксения Собчак, «Фар Ист Сервисиз — ФЗКО» может являться подразделением китайской FES retail.

Уход Massimo Dutti, Oysho и Zara Home

О том, что бренды Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius весной 2023-го могут возобновить работу в России, стало известно в середине сентября. Об этом сообщали собеседники портала Shopper's, ссылаясь на информацию, которой представители Inditex поделились с некоторыми ТЦ. Те же источники уточняли: открыть планируется не все точки, а лишь с выгодным месторасположением.

Возобновление работы в России магазинов Zara Home, Oysho и Massimo Dutti не планируется, добавили тогда в испанской компании. Сейчас эту же информацию подтверждают собеседники «Ъ», добавляя, что эти бренды с российского рынка полностью уйдут. Собственники ТЦ уже готовы сдавать площадки этих брендов под новые магазины, рассказывают игроки рынка. Отметим, что и Oysho, и Massimo Dutti представляют собой более дорогостоящий сегмент, чем те же Pull&Bear и Bershka.

С чем связано закрытие Zara Home, не так очевидно, но ниша, вероятно, не будет пустовать: в июле владелец сети Lime Дмитрий Хохлов подал в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака Lime Home. Тот факт, что сеть планирует выйти в сегмент товаров для дома, подтверждали сразу несколько инсайдеров на рынке торговой недвижимости.

Арендные вопросы

По мнению Антоновой, на передачу бизнеса Inditex в новую юрисдикцию может уйти от полугода до года. Известно, что в данный момент сеть подписывает с собственниками российских ТЦ новые соглашения, позволяющие сохранить за ней занимаемые площади до мая 2023-го.

Со слов источников, в Inditex не исключают возобновления бизнеса в России после завершения спецоперации на Украине. О том, что компания надеется это сделать «как только это будет возможным и позволят условия», управляющий Inditex Оскар Гарсиа Масейрас заявлял еще в апреле.

У Inditex в России 502 магазина (из них 86 приходится на Zara) и 10 тысяч сотрудников. Всего российский бизнес составляет 8,5% от операционной прибыли (EBIT) группы.

Компания приостановила свою работу в стране 5 марта, на фоне начала российской спецоперации на Украине. В июне товары брендов Zara, Pull&Bear и Massimo Dutti появились на Wildberries.