Заработать на северном сиянии
Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн км2. Общеизвестно, что Арктика — наша ресурсная «заначка»: драгоценные и редкоземельные металлы, руда, углеводороды… Но не только месторождениями ценится Заполярье, зона вечной мерзлоты оказалась популярным туристическим аттракционом, и поток желающих посетить Север растет с каждым годом. Как заработать на северном сиянии, рассказывает Александр Поленков, руководитель направления «Бизнес и инвестиции» в Агентстве развития Мончегорска.
Если в пандемийном 2020 году Мурманскую область посетили 350 тыс. туристов, то уже в 2022-м количество гостей перешагнуло отметку в полмиллиона человек, а по итогам 2023-го — 670 тыс. Отчасти такой интерес к Русскому Северу объясняется закрытием границ и отсутствием возможности путешествовать по Норвегии или Финляндии. Но только отчасти.
Зачем едут на Север?
Арктика с ее уникальными климатическими условиями и природной экосистемой манит. Здесь можно увидеть айсберги размером с высотный дом, полярное сияние, необъятный океан, миграцию китов.
Сегодня на Российском Севере доступны экологический, познавательный, рекреационный, гастрономический и другие виды туризма. В Заполярье есть локальные фестивали и экстремальные турмаршруты, интересные локации с изучением природных красот и неспешной дегустацией уникальной арктический кухни.
Кстати, арктическая кухня — понятие новое. С 2018 года туристы со всей России едут, например, в Мурманск попробовать чипсы из ягеля или стейк из трески в ресторане прямо на берегу океана.
Зарабатываем на Севере креативными идеями
Экономика Арктики также стремительно растет, за последние четыре года только Мурманская область заработала 9,3 млрд руб. на путешествиях в регион. Кстати, активный интерес туристов не только развивает местную экономику, но и дает возможность расти локальным бизнес-проектам, причем масштаб этих инициатив весьма разнообразен — от небольших частных мастерских до топ-проектов с многомиллионными инвестициями. Например, сейчас идет поиск партнеров для строительства апарт-отеля на 60 номеров категории 4*. По предварительным расчетам, объем инвестиций в проект превышает 350 млн руб.
Один из креативных проектов — линейка брендированных сувениров и одежды от Анастасии Лебедевой, частного предпринимателя из Мончегорска. Ее фишкой стало стилизованное изображение символа Мончегорска, небольшого промышленного моногорода Мурманской области, который сейчас активно развивает не только свой туристический потенциал, но и связанные с ним креативные индустрии. Именно изображение лося и его органичная интеграция в вербальную айдентику — «удаЛОСЬ», «понравиЛОСЬ», «запомниЛОСЬ» — стала уникальной изюминкой новой коллекции Анастасии. Ее проект успешно прошел защиту в «Академии грантов», которая развивается при поддержке Агентства развития Мончегорска, и получил финансирование Министерства культуры Мурманской области.
Аналогичную поддержку получил проект «Узоры Арктики» Олеси Левиной. И тут частный предприниматель осталась приверженцем северной культуры, разработав серию арт-свитеров и вязаных аксессуаров, изготовленных специально для активного отдыха в суровых условиях Заполярья.
Всего за последние три года предприниматели Мончегорска смогли привлечь порядка 55 млн руб. благодаря «Академии грантов», которая помогает предпринимателям развить свой бизнес от идеи до конечной реализации с привлечением инвестиций.
Сегодня города Арктической зоны РФ предлагают целые комплексные лоты для инвесторов. В том же Мончегорске разработаны специальные инвестиционные предложения. Учитывая, что город относится к территории Арктической зоны РФ (АЗРФ), заодно можно получить выгодный налоговый режим для инвесторов (5% — налог на прибыль, 0% — налоги на имущество и землю, 0,5% — НДПИ), а также региональные преференции — 1% УСН «доходы», 5% — УСН «доходы-расходы».
Ниш еще много. Например, одним из интересных и прибыльных проектов для инвестиций может стать строительство панорамного рыбного ресторана на береговой линии озера Лумболка. Объем инвестиций в него составляет порядка 52 млн руб.
Есть потенциал для развития туристической инфраструктуры — открываются базы отдыха и глэмпинги, тем более что сейчас в Северном регионе наблюдается дефицит мест размещения. В уже упоминаемом Мончегорске отсутствуют гостиницы и отели выше 3*, притом что на время ежегодных фестивалей и спортивных соревнований количество горожан увеличивается на 50% за счет туристов.
Инвесторы могут вложиться в строительство экстрим-парка на территории Нюд. Зимой гостям этого парка будет доступно катание на снегоходах, сноубордах, тюбингах, горных лыжах. Летом — на квадроциклах, велосипедах, питбайках и багги. Объем требуемых инвестиций — порядка 142 млн руб.
Из интересных, перспективных инвестиционных проектов, разработанных АРМ, также можно отметить строительство многофункционального загородного комплекса «Порт викингов» на берегу озера Имандра. Концепция проекта предусматривает размещение туристов в непосредственной близости от мест проведения уникального Imandra Viking Fest и дает гостям возможность в полной мере прочувствовать аутентичный дух традиций народов Севера. Первоначальный объем инвестиций составляет 562 млн руб.
Арктика в тренде
Кстати, с каждым годом турпоток в Мончегорск только увеличивается, в 2023 году город посетили порядка 58 тыс. человек, что в три раза больше, чем в 2022-м. А пять лет назад про туризм в Мончегорске даже и не думали. Сегодня он прочно входит в топ-5 главных маршрутов Мурманской области и представляет интерес для 68% россиян (по данным ВЦИОМ).
Арктика стала настоящим брендом, который становится интересен все большему числу людей. И туризм на арктических территориях, безусловно, является популярным трендом. Уникальные природные, культурные и этнографические возможности стали весомой статьей дохода для региональных бюджетов.
Если еще несколько лет назад у туроператоров и инвесторов возникали сомнения в привлекательности Арктической зоны, сегодня стало очевидным: туризм в северных регионах будет развиваться, неслучайно примерно каждый пятый проект резидентов Арктической зоны РФ сейчас реализуется именно в сфере туризма.