Заработать на воде
Вопреки прогнозам, рынок безалкогольных напитков в России является инвестиционно привлекательным, и некоторые его сегменты позволяют игрокам получать довольно высокие прибыли
Отечественный рынок безалкогольных напитков в прошлом году не показал
существенного падения. По данным Союза производителей безалкогольных напитков,
из-за снижения спроса его объем в натуральном выражении в 2009-м году сократился
всего на 3,72%, до 595 млн дал (в 2008-м - 618 млн дал). Согласно исследованию,
проведенному РБК под эгидой ассоциации "Вода - Медицина - Экология", в прошлом
кризисном году инвестиции в основной капитал компаний-производителей
безалкогольных напитков, минеральной и питьевой воды в России составили 8,3 млрд
руб.
Дело в том, что наш рынок газированных напитков - самый крупный в
Восточной Европе как по объему, так и по стоимости. Однако потребление напитков
на душу населения в России значительно ниже, чем в восточноевропейских странах:
объем покупки на одного потребителя в 2008-м составлял 80 литров, а годовые
затраты на приобретение безалкогольных напитков - 1546,4 руб. на человека в год.
При этом с 2002-го по 2008-й производство минеральных и питьевых вод в России
возросло более чем в три раза.
Концентрация рынка безалкогольных
газированных напитков весьма высока - на долю пяти ведущих игроков приходится
почти 90%. Лидируют The Coca-Cola Company (52% рынка газированных напитков без
учета кваса) и PepsiCo Holdings (29%), тем не менее локальные фирмы все активнее
заявляют о себе. В первую тройку российских производителей в первом полугодии
2009-го входили "ОСТ-Аква" (4%), "Очаково" (2%) и "Лолинга" (2%).
По
прогнозам аналитиков, уже в 2010-м рынок начнет восстанавливаться, объем должен
практически вернуться к уровню 2008-го - 614 млн дал. В целом до 2013 года
эксперты предполагают среднегодовой рост рынка безалкогольных напитков на 3 и 2%
в натуральном и стоимостном выражении соответственно.
Вполне вероятно,
что этот сегмент в России ждет новый приток инвестиций. Рентабельность продаж
безалкогольных напитков в докризисные годы лишь возрастала. В 2006-м она
составила 5,1%, в 2007-м - 10%, в 2008-м - 13,1%. Как утверждается в
исследовании РБК, в отрасли существует возможность для получения вполне высоких
дивидендов. Исследователи отмечают, что потенциал нашего рынка раскрыт далеко не
на 100%.
"Инвестиционная привлекательность рынка объясняется не только
растущей потребностью населения в качественной питьевой воде, но и значительным
интересом к инновационным продуктам - в частности, функциональным напиткам,
полезным для здоровья. Тренд здорового образа жизни остается одним из основных
факторов, стимулирующих развитие российского безалкогольного рынка", - говорит
Александр Анфиногенов, директор по маркетингу и стратегическому развитию
компании "ОСТ-Аква". В числе перспективных сегментов также холодный чай, напитки
на натуральном сырье, квас, энергетические напитки, напитки для спорта.
Таблица 1 СТРУКТУРА РЫНКА БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ*
Безалкогольные напитки, без учета газированных | 51% |
Газированные | 18% |
Соки | 15% |
Бутилированная вода | 16% |
* в натуральном выражении в 2009 году, % |
Еще по теме
По результатам исследования "Индекс впечатления клиента 2009: как российские розничные банки преодолевают финансовый шторм?", проведенным компанией Senteo GmbH совместно с PricewaterhouseCoopers, Альфа-Банк третий год подряд получил наивысший балл среди крупнейших 50 банков России по активам, по розничным депозитам и по розничным кредитам.