Зарплаты не догоняют инфляцию
В условиях волатильности мировых и локальных рынков в прошлом году лишь немногие компании могли четко планировать стратегию развития, в том числе в области управления персоналом – в части пересмотра заработных плат, сохранения или сокращения рабочих мест.
Несмотря на заявленное компаниями в начале года намерение пересмотреть уровень заработных плат на 7%, чтобы компенсировать рост инфляции и девальвацию рубля, анализ фактического изменения уровня гарантированного вознаграждения за 2014–2015 гг. показал, что средний процент повышения за год составил 5,4%, что на 2,2 п. п. ниже показателя прошлого года, а в динамике за 2013–2015 гг. процент повышения заработных плат уменьшился более чем вдвое (11% в 2013 г.). Таким образом, с учетом официального уровня инфляции (11,4%), реальный рост доходов в 2013–2014 г. составил 1,1%, а в 2014–2015 гг. инфляция привела к падению уровня реального дохода на 6%.
По результатам деятельности за прошлый финансовый год 74% компаний выплатили годовой бонус, хотя в сравнении с показателями предыдущих лет средний размер фактически начисленного бонуса понизился – для руководителей высшего звена он составил 45% (76% за 2013 г.), для руководителей среднего звена – 30% (36% за 2013 г.). Для производственного и административно-поддерживающего персонала размер фактически начисленного бонуса немного увеличился – до 21% (16% за 2013 г.).
За прошедший год общее вознаграждение повысилось в среднем на 6%. Наибольший прирост наблюдается среди групп должностей общего руководства (генеральные директоры, первые заместители, директоры филиалов), стратегии и развития бизнеса, инвестиционной деятельности и правового обеспечения. Административное хозяйство, связи с общественностью и безопасность показывают прирост на 1–4%, а в логистике и капитальном строительстве в 2015 г. зафиксирована отрицательная динамика (-2–2,5%).
Анализ политики и практики в области оплаты труда и дополнительных льгот показал, что компании по-прежнему уделяют особое внимание страхованию сотрудников, не снижают расходы на обучение и развитие персонала, оплату мобильной связи, субсидии на занятия спортом. Также растет популярность нематериальной мотивации, например, проведение таких конкурсов, как «Лучший сотрудник месяца», победители которых приобретают известность в компании (отметили 84% участников в сравнении с 68% в 2014 г.).
— По материалам PwC