Top.Mail.Ru
$ 58.13
 108.40
£ 72.70
¥ 45.22
 59.88
Нефть WTI 111.08
GOLD 1850.57
РТС 1253.69
DJIA 31880.24
NASDAQ 11535.28
BTC/USD 29189.00
авто

Заряжены на осознанное потребление

Фото: Денис Тамбовцев Фото: Денис Тамбовцев

В прошлом году практически каждую неделю очередная крупная компания-автопроизводитель объявляла о сроках перехода на выпуск исключительно электротранспорта. Отчет BloombergNEF говорит о том, что после подведения статистических итогов 2021 года будет побит очередной рекорд продаж электромобилей в мире. По данным агентства, в минувшем году их было продано 5,6 миллиона. Это на 83% выше, чем в 2020-м, и на 168% больше, чем в 2019-м.

Взрывной рост?

Цифры по России в относительных показателях тоже кажутся взрывными. Например, «Автостат» сообщал о росте продаж в одном из кварталов в 6 раз по сравнению с предыдущим годом. В абсолютных цифрах, по данным того же «Автостата», к середине прошлого года в России насчитывалось около 13 тысяч легковых автомобилей на электротяге. Оценки перспектив рынка электромобилей разнятся. Правительством заложен прогноз в 1,4 млн штук к 2030 году. Аналитики из PwC ждут, что рынок легковых электромобилей в РФ в среднем ежегодно будет расти в 1,5 раза и к 2030 году их парк достигнет 630 тыс. единиц.

По цифрам это довольно близко к пессимистическому сценарию тех же аналитиков правительства, которые закладывали похожие цифры электропарка в случае отсутствия мер по стимулированию продаж и зарядной инфраструктуры. Если посмотреть и сравнить разные выкладки маркетологов, которые изучают потенциальные опасения потребителей, хорошо видно, что примерно четверть опрошенных высказывают опасения как раз по поводу доступности ЭЗС. Между тем мировой рынок зарядных станций для электромобилей может достичь $93 млрд к 2027 году по сравнению с $23 млрд в 2019-м, сообщает издание ETAuto со ссылкой на исследование Astute Analytica. Темпы роста рынка инфраструктуры зарядки оцениваются разными источниками вокруг 20% в год.

Глоссарий рынка зарядной инфраструктуры

  • Медленные зарядные станции AC& (Alternate Current — «переменный ток») — «умные» коммутаторы переменного тока, которые подают его из электрической сети (никак не преобразуя) по кабелю в электромобиль на бортовое заряжающее устройство.

  • Быстрые зарядки DC (Direct Current — «постоянный ток») — станции, преобразующие переменный ток из сети в постоянный, который можно подать на аккумуляторную батарею. В связи с тем, что это внешнее устройство для автомобиля, его габариты и масса не являются ограничивающими факторами, что позволяет делать их достаточно мощными (50–150 кВт и более).

  • Время зарядки рассчитывается как отношение между емкостью аккумулятора электромобиля и зарядной мощностью. Последняя ограничена меньшим из двух значений: мощность, которую может обеспечить зарядная станция, и мощность, которую может принять электромобиль.

Типы разъемов:
  • Разъем Type-1 (SAE J1772) используется с зарядной станцией переменного тока. Его легко распознать по трем большим контактам — аналогично схеме розетки питания дома — и двум меньшим контактам для обмена информацией с автомобилем. Три больших контакта предназначены для подачи электроэнергии, в то время как маленькие используются для связи между зарядным устройством и электромобилем. Type-1 в основном используется в США и Японии.

  • Разъем Type-2 (Mennekes) используется с зарядной станцией переменного тока. Этот тип коннектора одобрен как европейский стандарт. Разъем выделяется уникальным дизайном, закругленным, но с плоским краем сверху. Его распределение контактов аналогично Type-1, но включает в себя еще два контакта, соответствующие двум дополнительным фазам, необходимым для трехфазной зарядки.

  • Разъем CHAdeMO используется с зарядной станцией постоянного тока. CHAdeMO — это сокращение Charge de Move. Но аббревиатура присутствует и в японском предложении: O cha demo ikaga desuka, что переводится как «Вы будете пить чай, пока автомобиль заряжается». Этот тип коннектора используется в основном в автомобилях японского рынка, для быстрой зарядки постоянным током.

  • Комбинированная зарядная система (CCS) Combo-1 основана на соединителе J1772 Type-1 путем добавления двух дополнительных контактов. Комбинированная зарядная система предназначена для быстрой зарядки постоянным током. Разъем может выполнять как переменную, так и постоянную зарядку мощностью до 350 кВт.

  • Комбинированная зарядная система (CCS) Combo-2 основана на соединителе типа 2 путем добавления двух дополнительных контактов. Комбинированная зарядная система предназначена для быстрой зарядки постоянным током. Разъем может выполнять как переменную, так и постоянную зарядку мощностью до 350 кВт.

Режимы зарядки:

Международный стандарт IEC 61851-1. Проводящая зарядная система электромобиля определяет четыре режима (Mode) зарядки:

  • Mode 1— способ подключения электромобиля к стандартной розетке в сети переменного тока с использованием стандартного кабеля и штекера без какого-либо дополнительного оборудования. Запрещен к применению в некоторых странах;

  • Mode 2 — способ подключения электротранспорта к стандартной розетке с функцией ограничения максимальной мощности и системой индивидуальной защиты от поражения электрическим током, встроенной в соединительный кабель между стандартной вилкой и электротранспортом. Как правило, зарядное устройство — из комплекта автомобиля;

  • Mode 3 — подразумевает зарядку электромобилей специальным оборудованием, называемым электрозарядной станцией AC (или ЭЗС AC), которая стационарно подключена к сети переменного тока со встроенными функциями защиты и управления;

  • Mode 4 — зарядка осуществляется через оборудование питания постоянного тока, называемое электрозарядной станцией DC (или ЭЗС DC), как правило, подключенное к сети питания переменного тока и в редких случаях — к сети постоянного тока.

прочитать весь текст

Сплошной pioneering

Pioneering company чуть ли не самое употребительное словосочетание на страницах WSJ и FT с начала эпохи бума персональных компьютеров, а затем смартфонов. На рынке зарядной инфраструктуры сейчас тоже все пионеры. Неважно, стартаперы это или гиганты бизнеса, государственные или частные компании. Все имеют дело с новым рынком, в котором слишком много переменных. 

Чтение новостей рынка инфраструктуры зарядок порой увлекательнее чтения беллетристики. Вот правительство Великобритании принимает законопроект о том, что с 2022 года во всех новостройках — жилых домах, магазинах, офисах — должны быть предусмотрены пункты зарядки. При капитальном ремонте здания тоже извольте предусмотреть зарядку. Таким образом, ежегодно планируется создавать до 145 000 новых зарядных станций. Сигнал для рынка — государство на законодательном уровне готово вкладываться в инфраструктуру.

А вот компания AUDI запускает концепцию «первого в мире» зарядного узла в Нюрнберге с возможностью бронирования и лаунж-зоной. Благодаря использованию отработавших литий-ионных батарей Audi также установила около 2,45 МВт⋅ч промежуточной системы хранения энергии. Можно заряжать в общей сложности около 80 автомобилей в день, не выходя за пределы емкости системы накопления энергии в сочетании с потребляемой мощностью хаба в 200 кВт. Сигнал для рынка: быстрые зарядки можно строить без прокладывания дополнительных силовых мощностей.

Зарядная станцияФото: Денис Тамбовцев

Ну и Teslа не подкачала — начала выпускать домашнее зарядное устройство не со «своим» разъемом, а потом приняла и вовсе революционное решение: пустить на сеть своих зарядок Tesla Superchardger и «не Tesla». Правда, за отдельную плату. Сигнал для рынка: период «разноформатности» заканчивается. Появляется компромисс вроде micro-USB.

BMW, Porsche, Mercedes и Ford совместно работают над созданием в Европе сверхбыстрой сети зарядных станций Ionity на 350 кВт.

Или вот Nissan объявляет о создании собственной сети зарядок в дилерских центрах по всей Европе. Как поговаривают на рынке, у Nissan нет другого выбора, кроме как поддерживать стандарт CHAdeMO, который прекращает свое существование в Европе и Северной Америке. Это верное решение или тупиковый путь?

Рынок зарядной инфраструктуры каждый день сталкивается с уже упомянутыми «переменными». Как рассчитать CAPEX и OPEX, если меняются вводные? Будет ли конкурировать «домашняя» зарядка (она же персональная инфраструктура) с зарядкой общественного доступа или они разойдутся, как домашняя пища с ресторанной? Российский рынок, с одной стороны, идет вместе с миром, с другой — у него много собственных «переменных».

Россия. Реалии

По данным «Автостата», 35% электромобилей в стране сосредоточены в трех регионах: Москве, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке. Причем в последнем регионе по понятным причинам преобладают дешевые, бэушные образцы из Японии. Большинство дорогих моделей — в двух столицах. Между Питером и Владивостоком — вся Россия, а потребителю нужно заряжаться. Группа «Россети» планирует расширить сеть зарядных станций до 1 тыс. штук к 2024 году. «Программа 30/30» предполагает, что в 30 крупных городах и на 30 магистралях должны быть построены электрозарядные станции, обеспечив беспрепятственное преодоление больших расстояний. Зарядка по пути следования из одного пункта в другой должна быть доступной, простой и удобной. Для таких целей преимущество будет у так называемых быстрых зарядок постоянного тока (DC). Стране потребуются сети зарядных хабов, примерно таких, как построила AUDI в Нюрнберге. И тоже с зонами отдыха и принципиально иным подходом к сервису. Во всем мире владелец электромобиля — платежеспособный человек. И Россия в этом смысле совсем не исключение.

Зарядная станцияФото: Денис Тамбовцев

А вот зарядные станции переменного тока (АС) чаще всего можно встретить в качестве домашней станции или в торговых центрах. Не так давно российский федеральный оператор зарядных станций «ТокБокс» запустил АС-станции в Москве — на паркингах Центрального детского магазина, ТРЦ «Мозаика» и Усачевского рынка. Планируется расширить покрытие в других популярных торговых центрах и местах отдыха. В настоящий момент компания устанавливает станции европейских производителей, успешно прошедших испытания.

Рынок ЭЗС и электромобилей в России — в стадии зарождения. Очевидно, что чем лучше будет инфраструктура, тем больше электромобилей появится на наших дорогах. Поэтому рынок инфраструктуры зарядки в РФ работает на опережение спроса. В его формировании участвуют как государственные, так и частные компании. Тем не менее основополагающие экономические факторы и поведение потребителей должны привести к созданию сети удобных станций быстрой и медленной зарядки, которые будут конкурировать за обеспечение потребителей энергией по конкурентной цене. К примеру, европейская Ionity предлагает пользователям своей сети специальный тариф по подписке. Упомянутая Tesla тоже приглашает водителей других марок оформить подписку. Российский оператор зарядных станций «ТокБокс» идет схожим путем: планирует ввести гибкую тарификацию с возможностью оформления корпоративных пакетов и абонементов.

Для полноценного развития сетей ЭЗС важна и IT-составляющая. Водителю нужны полноценные мобильные приложения, которые точно сообщат ему о возможности зарядить автомобиль или забронировать зарядку. К примеру, федеральный оператор «ТокБокс» в скором времени представит собственное мобильное приложение, ориентированное на широкого потребителя. Компании удалось развернуть в Новосибирске сеть более чем из 30 станций. Пилотный проект работал более года и теперь масштабируется в новых сетях, которые будут развернуты в городах-миллионниках. Применяя пользовательский опыт, «ТокБокс» создает клиентоцентричную модель. Оператор отдает предпочтение европейским производителям — Enel X, ABB и Schneider Electric. Их зарядные станции работают практически со всеми моделями электрокаров.

Помимо массовых решений, «ТокБокс» разрабатывает и индивидуальные форматы для застройщиков, частных и бизнес-клиентов. Такой универсальный путь развития доказал свою жизнеспособность в европейских странах.

За развитием рынка ЭЗС и электромобилей очень интересно наблюдать. На этом этапе и среди потребителей, и среди игроков рынка много людей, приверженных концепции осознанного потребления. Среди пользователей ЭЗС даже возник некий особый кодекс поведения: например, не заряжаться до конца, если заряда хватает для проезда до следующей точки. И уж, конечно, не использовать площадку для ЭЗС в качестве парковки. Владельцы бизнеса тоже приверженцы визионерских взглядов — иначе они бы не пошли в столь непредсказуемый бизнес. Но, чтобы рынок стал стабильным, вслед за пионерами должны прийти обыватели. Над этим сейчас и работают первопроходцы рынка зарядной инфраструктуры в России и мире.