Top.Mail.Ru
архив

Засада

Введение ОСАГО прибавило автолюбителям головной боли: теперь, чтобы получить законные выплаты, приходится тратить время на долгое и мучительное оформление документов. Зато, как и прежде, владельцы автомобилей остаются объектом шантажа со стороны гаишников.

 

 

Шесть дней из жизни пострадавшего

 

Будучи вполне прагматичным бизнесменом, мой знакомый Дмитрий привык во всем и всегда следовать букве закона, не давать взяток и жить по инструкции (видимо, сказались три года учебы в Лондоне, затем еще пять лет работы в Мадриде). Стоит ли удивляться, что, вернувшись в Россию в начале года, Дима тут же приобрел полис ОСАГО у весьма известного страховщика и лишь после этого сел за руль.

Все прелести обязательной «автогражданки» наш герой испытал две недели назад, попав в аварию.

История начиналась так. В понедельник на нерегулируемом перекрестке в крыло нового BMW Димы врезался грубо нарушивший правила движения дряхлый «жигуленок».

Позвонив в свою страховую компанию и выслушав инструкции (как выяснилось, оба водителя имели полисы ОСАГО), Дмитрий вызвал на место аварии сотрудников ГИБДД, которые составили протокол об административном правонарушениии схему ДТП. Далее участники происшествия совершили следующие стандартные действия: заполнилибланк извещения о ДТП (он направляется в страховую компанию виновного в течение 5 рабочих дней после аварии) и обменялись координатами своих страховщиков. Повреждения оказались незначительными (разбитый поворотник и вмятина на крыле BMW, смятый капот плюс бампер под замену у «жигуленка»), и автовладельцы разъехались каждый своей дорогой.

В общей сложности оформление ДТП с учетом времени, которое инспектор потратил на прибытие к месту происшествия в традиционных утренних пробках, заняло около четырех часов. Половины рабочего дня как не бывало.

Будучи законопослушным гражданином, Дмитрий в тот же понедельник приступил к сбору необходимых документов для получения страхового возмещения, а именно:

1.            формы № 11 (в ней указано, кто из участников нарушил правила дорожного движения);

2.            копии протокола об административном правонарушении;

3.            копии постановления по делу об административном правонарушении.

 Предупредив коллег, он отправился в страховую компанию, чтобы подать заявление о страховом случае и взять запрос для ГИБДД на получение справки по форме № 11. Здесь его ждал первый «сюрприз»: рабочий день сотрудников страховой компании закончился раньше, чем подошла очередь Дмитрия.

 

Скованные одной целью

 

Долгожданный запрос на форму № 11 для ГИБДД Дмитрию удалось получить только на следующее утро.

Второй «подарок» для бизнесмена приготовили гаишники. В Госавтоинспекции по месту аварии Дмитрия поджидала огромная очередь в отдел разбора дорожно-транспортных происшествий. Так что прибытие в офис вновь откладывалось. Зато днем в среду Дмитрий стал обладателем справки по форме № 11. А вот копия протокола об административном нарушении, как доходчиво объяснил удивленному автовладельцу инспектор ГИБДД, ему «не положена». Между тем для получения страховой выплаты эта бумага была необходима.

Поэтому четвертый день бизнесмена снова начался с очереди в офисе страховщика. Сотрудник страховой компании посоветовал Дмитрию договориться с инспектором ГИБДД. Как выяснилось, стоимость получения документа в зависимости от обстоятельств составляет от 500 до 1000 руб. Но так как с этим отделением инспекции у страховой компании «хорошие отношения», то плата за необходимую бумагу для Дмитрия несколько ниже – всего лишь бутылка. Про букву закона, как, впрочем, и о годах, проведенных на цивилизованном Западе, пришлось забыть.

Зато больше проблем не было. Утром в пятницу Дмитрий занял очередь к уже ставшему родным инспектору ГИБДД. Любопытно, что копия протокола была готова еще до его прихода (видимо, сотрудник страховой компании  предупредил гаишника о приезде клиента). И единственное, что оставалось сделать инспектору – это снять со стены нужную бумагу (таких копий протоколов, прикрепленных кнопками, там висело несколько десятков) и отдать ее Диме. Уже привычно отстояв на следующий день очередь в страховой компании, Дмитрий передал все бумаги, необходимые для выплаты. 

В сухом остатке – пять очередей (две из которых выстояны зря), а также потеря шести рабочих дней. Зато выплату страховая компания произвела без задержек и в досудебном порядке: перечислив деньги на счет Дмитрия в течение предусмотренных законом трех дней после принятия страховщиком соответствующего решения.

«Дорогая моя столица, золотая моя Москва, – грустно вздохнул Дима, задумчиво разглядывая банковский перевод от страховщика на сумму, явно недостаточную для ремонта дорогого автомобиля. – Как ни готовься к встрече с Родиной, она все равно тебя удивит».

 

Правило с исключениями

 

Димина история отнюдь не исключение. В аналогичной ситуации сейчас оказались тысячи автовладельцев. Долгое оформление документов – один из основных недостатков действующего закона об ОСАГО. Дело в том, что копию протокола нельзя получить до того, как пройдет группа разбора в ГИБДД, а без этого документа страховая компания не выплатит пострадавшему возмещение.

С введением ОСАГО сотрудники инспекции с трудом справляются с наплывом автовладельцев, которые обращаются в группы разбора даже в случае мелких аварий. Раньше водители при незначительных повреждениях автомобилей довольно часто сами договаривались между собой о сумме возмещения и не вызывали ГИБДД. Теперь же автолюбители, попавшие в аварию, даже при минимальном ущербе переводят ответственность на страховщика. В результате отделы разбора дорожно-транспортных происшествий в ГИБДД оказались сильно перегружены: прием одного посетителя занимает 20 – 30 минут, а желающих попасть на прием к инспектору до сотни человек в день (для сравнения: только 10 – 15 человек приходят по сложным авариям). Это привело к «пробкам» в отделениях инспекции: не помогло даже увеличение продолжительности рабочего дня групп разбора до 12 часов.В некоторых отделениях ГИБДД образовались очереди на несколько дней вперед, и автолюбителям приходится составлять списки, а затем ежедневно приходить на перекличку.

Видимо, это и подтолкнуло некоторых инспекторов воспользоваться ситуацией. Впрочем, сам факт выдачи документов за деньги страховщиков удивил. «В соответствии с действующим законодательством копия протокола и постановления выдается по просьбе потерпевшего, – рассказывает руководитель управления страхования автотранспорта Национальной страховой группы  Алексей Кириенко. – Оригинал остается в ГИБДД, а копии выдаются виновнику и потерпевшему. И если инспектор отказывается выдать одной из сторон документ, это может свидетельствовать как о том, что он вымогает у автовладельца деньги, так и о том, что в ГИБДД просто нет ксерокса». Проблема в том, что наш герой просто не знал о своих гражданских правах. «Пострадавшему нужно было уверенно потребовать выдать документ», – считает Кириенко.

«Этот случай можно считать скорее исключением, чем общепринятой практикой, – уверен руководитель департамента страхования транспортных средств «Страхового дома ВСК» Владимир Антипов. – Хотя недостатков в законе предостаточно».

Длякардинального улучшения ситуации с оформлением страховых выплат необходимы согласованные действия ГИБДД и Российского союза страховщиков. Однако принятие соответствующих решений может затянуться надолго. Так что скорого эффекта автолюбителям ждать не стоит.

 

Еще по теме