Top.Mail.Ru
архив

Защитник в юбке

Может ли женщина овладеть такой сугубо мужской профессией, как телохранитель, и будет ли она востребована на рынке охранных услуг? Вячеслав Заневский, 34-летний гендиректор частного охранного предприятия «Ральф», полагает, что в этой области женщина просто незаменима. Правда, убедить в этом клиентов пока не удается.

 

Путь Вячеслава Заневского к созданию своей охранной фирмы вполне традиционен для этого бизнеса – от офицера до сотрудника личной охраны нескольких влиятельных персон. Форму секьюрити он впервые примерил в июле 1994 года, когда устроился охранником в ночной клуб Up & Down. Тогда Заневскому было 25 лет. В его арсенале был диплом Омского общевойскового училища, участие в боевых действиях на армяно-азербайджанской границе и три года поисков себя в разных областях – в милиции, строительстве, коммерции.

 

«За закрытыми дверями»

В начале 1995 года Вячеслав попал в оперативную группу банка «Российский кредит», оттуда – в отдел личной охраны руководства банка, затем – в личную охрану кандидата в президенты Александра Лебедя, которого этот банк поддерживал. В конце 1997 года, незадолго до того, как Лебедь отправился покорять Красноярск, Заневский перешел в личную охрану владельца компании «Русское золото» Александра Таранцева. Размышляя над тем, как можно было бы поднять уровень безопасности VIP-персон, Заневский пришел к выводу, что «в некоторых тактических раскладках по обеспечению безопасности женщина просто незаменима».

Раскладов таких несколько. Охранников, например, не допускают присутствовать при переговорах, которые проходят «за закрытыми дверями». Женщина же, играя роль переводчика или секретаря-референта, может остаться со своим боссом, пронести оружие или миниатюрную радиостанцию, чтобы вызвать в случае необходимости подкрепление. «Чем выше статус бизнесмена, тем больше мест, куда его не пропустят с личной охраной. Секьюрити остаются за дверями закрытых клубов, ресторанов, бизнес-центров, – говорит Заневский. – Между тем безопасности много не бывает».

Другая ситуация – перемещение охраняемого лица по улице, например, из автомобиля до ресторана или в самом ресторане. «В ресторане охранников в лучшем случае сажают за близстоящие столики, – продолжает Заневский. – Подготовленный киллер в состоянии оценить обстановку, выделить объект и его охрану, спланировать нападение и рассчитать пути отхода. А на женщину-телохранителя за соседним столиком никто не обратит внимания, и она в случае чего сможет оказать существенное противодействие злоумышленнику».

Но чаще всего повод привлечь в качестве телохранителя женщину возникает тогда, когда бизнесмену нужно присмотреть за своей супругой или за детьми. «Поставить рядом с женой охранника-мужчину, значит, постоянно подозревать, что между ними может возникнуть флирт. В такой ситуации женщина лучше мужчины справится с ролью телохранителя, – подтверждает Владимир Вербицкий, частный эксперт по вопросам безопасности. – Женщине также гораздо проще найти общий язык с ребенком».

 

Холостой выстрел

Внедрять новую идею Заневский собрался в своем охранном предприятии «Ральф». Компанию Заневский основал в июле 1997 года вместе с шестью бывшими телохранителями Лебедя. Однако дела у фирмы шли не слишком гладко, и к формированию группы женщин-телохранителей Заневский приступил только в августе 1999-го. Сделать это оказалось непросто – требования к претенденткам были высокими – 30 отжиманий, 30 упражнений на пресс, 10 подтягиваний, тест на выносливость, который нужно было пройти за 2 минуты, психологическая профпригодность. Кроме того, претендентки должны были обладать приятной, но незаметной внешностью – чтобы сохранить эффект неожиданности. «Ни у кого не должно возникать сомнений, что это секретарь или переводчица, а не телохранитель, – поясняет Заневский, – нельзя сыграть роль секретаря, если у «актера» сломан нос».

На объявления по трудоустройству в нескольких газетах откликнулись 120 человек. А вот заявленным требованиям удовлетворяли всего четыре кандидатки. Три из них заканчивали Академию физкультуры, четвертая, до того как прийти в «Ральф», торговала на рынке.

Новых сотрудниц Заневский обучал по всем правилам охранного дела, что обошлось недешево. По его словам, ежемесячные затраты на подготовку одного бойца в ЧОПе достигают $300 – 400. Девушки научились стрелять, водить машину на высоких скоростях и освоили приемы рукопашного боя. Проверкой стало участие в первенстве Национальной ассоциации телохранителей, проходившем в июле 2000 года в Санкт-Петербурге. Там женская команда «Ральфа» заняла второе место из девяти команд (остальные восемь были мужские). Но поставить на поток работу современных амазонок Заневскому не удалось – не нашлось клиентов. «Традиционные маркетинговые и рекламные акции в нашем бизнесе не слишком эффективны, – утверждает Владимир Вербицкий. – Клиенты, которые опасаются за свою жизнь, не решаются идти в ЧОПы, предпочитая поиск специалистов через знакомых».Девушки некоторое время работали в «Ральфе» на охране стационарных объектов, а там навыки телохранителей применить не пришлось. К концу 2000 года почти все они покинули «Ральф».

Заневского это не остановило – он набрал и обучил еще четырех девушек, которые в июле 2001 года в очередном первенстве Национальной ассоциации телохранителей заняли третье место. Бронзовые медали позволили женской команде заявить о себе как о профессионалах высокого уровня, но в бизнесе и это не слишком помогло – первый клиент, решивший нанять одну из девушек-телохранителей, обратился в «Ральф» только в мае этого года.

 

Женские штучки

Телохранителя в юбке наняла весьма состоятельная дама для присмотра за своей 10-летней племянницей. «Со стороны они больше напоминают воспитателя и ученицу, – говорит собеседница «Ко», – а для нас важно не привлекать внимания».

Пока это единственный случай работы одной из девушек «Ральфа» в качестве телохранителя. Еще одному потенциальному клиенту Заневский отказал – у бизнесмена, обратившегося в «Ральф» в поисках секретаря-референта, была сомнительная репутация. Всего в штате «Ральфа» 140 бойцов – мужчин. Сотрудники ЧОПа охраняют российские объекты английской «Лиггет Дукат», итальянского консорциума Kodest Engineering, финской SkanskaOlson, а также нескольких российских газовых компаний. В прошлом году услугами телохранителей «Ральфа» воспользовались также 15 бизнесменов (услуги одного телохранителя обходятся клиенту как минимум в $1000 в месяц – в зависимости от степени угрозы), но это лишь 10% от оборота компании, который в прошлом году составил около $250 000. Еще примерно $20 000 принес собственный центр подготовки телохранителей.

Еще по теме