Заставляют делиться
Тим Кук сражался как лев, отбиваясь от нападок на слушаниях в сенатском комитете США. Apple Inc., генеральным директором которой он работает, подверглась критике со стороны сенаторов. Последние, рассмотрев специальный доклад своих коллег, пришли к выводу, что компания практикует различные способы ухода от корпоративного налога в США, используя для этого сложную сеть офшорных бизнесов. Сенаторы без стеснения покопались в чужом кошельке и подсчитали, что из $145 млрд накопленных Apple Inc. резервов $102 млрд пребывает на офшорных счетах. Кроме того, чуть раньше Apple критиковали за то, что ради выплаты дивидендов акционерам она продала облигации на $17 млрд, отказавшись перевести на родину свои валютные сбережения, где они были бы обложены корпоративным налогом. Так Apple Inc. оптимизировала баланс на $9,2 млрд, которые иначе были бы выплачены в счет налогов.
Сенаторы разошлись не на шутку, заявляя, что Apple, например, достойна приза за уклонение от уплаты налогов и даже "сознательно лишает американцев доходов от уплаты налогов". В докладе о корпорации, в частности, говорится, что она "не удовлетворилась простым переводом своих доходов в офшорные зоны. Она пошла на нечто большее, создавая офшорные компании с капиталом в десятки миллиардов долларов, не регистрируясь при этом в качестве налогового резидента ни в одном из мест".
"Яблочники", конечно, держат удар и утверждают: "Apple не переводит свою интеллектуальную собственность в офшорные зоны и не использует ее для продажи продукции в США с целью уклонения от налогов в США. Она не использует займы от своих зарубежных филиалов для финансирования деятельности в США; она не держит средства на банковских счетах на Каймановых островах". В заявлении корпорации указывается также, что она располагает значительными накоплениями в иностранной валюте из-за того, что продает большую часть своей продукции за пределами США, однако эти доходы облагаются налогами в соответствии с законами стран, где они получены. А сам Тим Кук, выступая перед рассерженными сенаторами, напомнил, что Apple - один из крупнейших налогоплательщиков в США, заплативший в прошлом финансовом году в счет федерального корпоративного подоходного налога $6 млрд. Кук, впрочем, не отрицал очевидного: компания не уплачивала налоги с $79 млрд выручки, полученной в 2009-2012 гг., но в этом нет ничего преступного.
Но запал пропал зря: похоже, власти твердо решили пойти войной на глобальные корпорации и намерены заставить их платить налоги так, как нужно бюджету страны, а не компании. Причем не только Apple. Нападкам сейчас подвергаются многие американские коммерческие структуры, поскольку они усилиями армии бухгалтеров и юристов на вполне законных, впрочем, основаниях не декларируют полученные за рубежом доходы в США, где корпоративный налог достигает 35%. Это один из самых высоких уровней корпоративного налога в мире, хотя де-факто бизнес обычно платит гораздо меньше. В прошлом году аналитики JPMorgan посчитали, что свыше тысячи американских компаний скрывают таким образом от налоговой службы более $1,7 трлн, а, по данным Исследовательской службы Конгресса США, федеральные власти теряют из-за недоимок от $10 до $60 млрд ежегодно.
Любители "сандвичей"
Одна из этой тысячи - Google. Пик скандала по поводу ее схемы уплаты налогов пришелся на прошлый год. Тогда председатель совета директоров Google Эрик Шмидт, не отрицая самого факта минимизации налогов, тоже упирал на то, что все делается на законных основаниях. "Мы платим налоги. Мы платим их так, как предписано законом. Более того, я горжусь схемой выплаты налогов, существующей в нашей компании. Мы выстроили ее на основе условий, которые создали для нас правительства европейских стран", - сказал по этому поводу Эрик Шмидт в интервью Bloomberg. "Это настоящий капитализм. Мы капиталисты и гордимся этим", - добавил он, вызвав новую бурю негодования.
Американские журналисты тогда раскопали, что Google выводила доходы (по оценкам, около $10 млрд) в фирмы, зарегистрированные на Каймановых островах и Британских Виргинских островах. Схема называется "двойной ирландский с голландским сандвичем": офшорные фирмы, куда уводятся прибыли, учреждаются в офшорной зоне и в Ирландии. При этом ирландская компания является дочерним подразделением компании офшорной. Американская фирма передает права на интеллектуальную собственность компании, зарегистрированной в офшоре. Она, в свою очередь, передает лицензию на использование интеллектуальной собственности предприятию, зарегистрированному в Ирландии. Ирландская компания собирает прибыль из европейских подразделений корпорации, а затем перечисляет ее в виде роялти материнской структуре, зарегистрированной в офшоре. В итоге под ирландский корпоративный налог в 12,5% подпадает только незначительная часть выручки крупных корпораций, а основная часть выручки уходит в офшор, контролируемый руководством глобальных гигантов. Как пишет американская деловая пресса, неровно дышат к "ирландскому сандвичу" и Amazon, и Facebook.
General Electric уже давно стала притчей во языцех за разработанные ее талантами схемы ухода от налогообложения, а сеть кофеен Starbucks удостоилась реприманда от властей уже даже не США, а туманного Альбиона за то, что за 15 лет получила на британском рынке прибыль свыше $5 млрд, а налогов заплатила всего $13 млн. Этот скандал вынудил Starbucks согласиться на выплату более высокой ставки корпоративного налога в Великобритании.
Конец капитализма
И компании, и власти на Западе согласны с тем, что налоговое законодательство с течением времени стало неадекватным, и с тем, что его надо менять. Когда и как? Вот по этим вопросам единства мнений, конечно, не наблюдается. Тот же Тим Кук - и не он один - настаивает, например, на снижении ставки и упрощении самой системы налогообложения. Политики ясных представлений о направлении движения пока не имеют, будучи солидарны лишь в одном: если сложившаяся ситуация - настоящий капитализм, значит, с капитализмом пора заканчивать. В условиях беспрецедентных бюджетных дефицитов и долгового кризиса налоговые поступления от гигантов - источник доходов, которым никто более не может и не будет пренебрегать. Так что глобальным корпорациям уже в обозримом будущем придется отвыкать от "сандвичей". В конце концов, в Европе уже апробировали "стрижку" банковских депозитов, собираясь сделать ее общепринятой практикой. На очереди - "стрижка" прибылей.