Засуетились
Первый замминистра информатизации и связи РФ Борис Антонюк егулирует рынок связи способом, вызывающим оторопь у большинства операторов. Во вторник 24 мая на пресс-конференции в министерстве он заявил, что 1 июля 2005 года в России вступает в действие принятый во многих странах принцип оплаты телефонных разговоров «звонящий платит». Это означало, что уже через месяц звонки с городских телефонов на мобильные должны были стать платными. Стоимость их, по предположению Антонюка, составляла от 1,8 руб. за минуту.
Заявление вызвало волну сдержанно-негативных комментариев операторов и фиксированной, и мобильной связи. Холдинг «Связьинвест», контролирующий большинство фиксированных телефонных линий в стране, распространил заявление, в котором назвал решение Мининформсвязи «необоснованным». «Подобное обращение могло бы иметь место только после получения операторами мобильной связи лицензии на предоставление услуг зоновой телефонной связи», – говорится в заявлении. Также «Связьинвест» не устраивает и цена звонка с фиксированного телефона на сотовый. «Озвученную стоимость одной минуты разговора считаем экономически необоснованной и завышенной», – заявили представители холдинга. Абоненты заподозрили, что их хотят заставить платить за звонок дважды.
В четверг министр Леонид Рейман был вынужден поправлять своего заместителя. Он выступил с заявлением, в котором заверил, что «никаких изменений в нынешней системе оплаты вызовов со стационарных телефонов на сотовые телефоны 1 июля 2005 года не произойдет. Переход к принципу «платит тот, кто звонит» возможен только при одновременном изменении операторами связи сложившейся практики тарификации входящих вызовов. Для этого потребуется значительное время и утверждение ряда подзаконных актов».
Трудно понять, в чем смысл первоначального заявления Антонюка. Возможно, оно сделано не в рамках какой-то сложной интриги, в плетении которой министерство постоянно подозревают СМИ, а исключительно по простоте душевной. Ведь в реальности и прошлогодняя ситуация с дефицитом номерной емкости для «Вымпелкома» возникла не из-за коварства «питерских связистов», а потому, что в министерстве вовремя не подготовили документацию, на основании которой должны были быть выделены номера. «Вымпелкому» пришлось поднять публичный скандал, чтобы получить положенное по закону. Объяснить, почему заявка «Вымпелкома» не была в срок обработана чиновниками Мининформсвязи, никто из руководителей министерства не взялся. В результате чиновничий «прокол» выглядел как подковерная схватка.
Введение принципа «звонящий платит» должно стимулировать развитие телекоммуникационного рынка. Но прежде чем заявлять о его введении и называть стоимость минут, наверное, следовало посоветоваться с операторами связи, выяснить, насколько они готовы тарифицировать звонки со стационарных на мобильные телефоны. Готовность эта у операторов неодинаковая. Начальник службы по связям с общественностью МГТС Анатолий Верещагин заявил «Ко», что Московская телефонная сеть может начать рассчитывать плату за звонки на мобильники «хоть завтра. Но региональные компании электросвязи не обладают такими возможностями.
По оценкам аналитиков, россияне будут платить за звонки с «города» на сотовый минимум $600 млн в год. Кому пойдут эти деньги, пока непонятно. В МГТС не имеют представления, как будут распределяться доходы, и ждут директивы от Мининформсвязи. Также неизвестно, предпишут ли операторам сотовой связи отменить плату за все входящие звонки или это будет происходить на добровольной основе. «Сейчас сложно точно определить, как изменятся тарифы. Все зависит от того, насколько отчисления операторов фиксированной связи покроют расходы сотовых компаний, – говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Юлия Остроухова. – Однозначно можно сказать, что абоненты мобильной связи выиграют от данной инициативы, а их расходы сократятся».
Таким образом, для перехода на новые принципы нужны расчеты и подзаконные акты. Кстати, за разработку тех самых подзаконных актов для «Закона о связи», которых до сих пор нет, отвечает Борис Антонюк.