ЗАТО и их нелегкая судьба

05.04.199900:00

История закрытых административно-территориальных образований наглядно свидетельствует как о том, откуда берутся финансовые дыры на карте России (из-за несогласованности законодательства), так и о том, как их затыкают (всеми возможными способами).

ЗАТО - это так называемые закрытые города, в которых до падения советской власти размещались секретные институты, атомные станции и предприятия, а иногда - просто работало слишком много заключенных. Когда формировалось нынешнее федеральное устройство России, ЗАТО в 1991 году специальным законом были подчинены непосредственно федеральному центру. В том же законе было указано, что все налоги, как местные, так и федеральные, собранные на территории ЗАТО, направляются в его бюджет: депутаты справедливо решили, что финансировать ЗАТО из бюджета все равно придется, так пусть они хотя бы собирают все, что смогут найти на своей территории. Однако в том же 1991 году был принят закон России «Об инвестиционном налоговом кредите». Собственно, интересна в нем была только вторая часть: об этом инвестиционном налоговом кредите в ней не говорилось, однако она разрешала целевые налоговые льготы, которые можно было предоставлять со всей суммы собранных на территории налогов. В случае с ЗАТО - не только с местных, но и с федеральных.

До 1996 года в ЗАТО никто и не подозревал, какая для офф-шорного бизнеса золотая жила заключалась в этих двух законах. Однако в 1996 году команда из челябинского закрытого города Снежинск, обратившись за консультацией к юристам и аудиторам, приняла соотстветсвующие законодательные акты и образовала первое ЗАТО, предоставлявшее нерезидентам льготы по всем возможным налогам. Естественно, не платить вообще ничего было страшно привлекательно. И в стране началась лихорадка ЗАТО, которые создавались всюду, где только были закрытые города, и предоставляли льготы любому нерезиденту. Правда, явление это затронуло в основном региональный бизнес, особенно в Челябинской и Екатеринбургской областях. Губернаторы честили ЗАТО почем зря, и было за что: так, Челябинская табачная фабрика, крупный донор регионального бюджета, немедленно перегистрировалась в ближайшем ЗАТО. Самое смешное, что препятствовать этому было невозможно: все законно.

Проблема решалась следующим образом. В первую очередь Госдума, принимая бюджет на 1998 год, прописала в законе о бюджете, что льготы по федеральным налогам ЗАТО может предоставлять только с разрешения Минфина. В июне 1998 года и льготы по местным налогам ЗАТО обязали согласовывать с федеральным центром, а само предоставление льгот увязали таким набором условий для нерезидента, что проблема ЗАТО как офф-шорной зоны немедленно потеряла свою актуальность.

Впрочем, некоторые из закрытых городов нашли лазейку и в этом заборе: сейчас они просто пролонгируют договоры с отдельными клиентами, формально не предоставляя им новых льгот.