Завиток эволюции
Среди нас живут уже сотни, если не тысячи киборгов, и мы их даже не замечаем. Однако это не «человеко-роботы», образы которых растиражированы фантастическими книгами и фильмами, а люди с ограниченными возможностями. Их физические недостатки компенсируют электронные компоненты.
Каждый человек старше пяти лет ответит, кто такие киборги. Обычно их представляют в виде сконструированных учеными электромеханических существ, обладающих искусственным интеллектом и человекоподобной внешностью. На самом деле киборг – это человек. По крайней мере так считал создатель термина «киборг» (сокращение от cybernetic organism), специалист по космической медицине Манфред Клайнс. Появление «усовершенствованных» людей и процесс «киборгизации» общества связаны с заменой изношенных или травмированных органов людей на искусственные «запчасти». Впрочем, кто-то может и ради интереса вставить себе «чип» для расширения возможностей восприятия окружающего мира. Достаточно предоставить компьютерной системе роль прослойки между нашими органами чувств и реальным миром, чтобы получить многократно расширенные возможности.
Канадский профессор Стив Мэнн уже более двадцати лет взирает на мир исключительно сквозь призму портативных компьютерных экранов, надетых на глаза. Подобно ученым-медикам, которые, для того чтобы убедиться в силе изобретенной ими вакцины, прививали себе болезнь, Мэнн решил поставить на себе опыт и превратиться в первого сознательного «киборга».
Подвижник науки
Мэнн получил известность два года назад, когда после событий 11 сентября в канадском аэропорту острова Ньюфаундленд его заставили снять всю амуницию и приборы. Некоторые накожные датчики сняли силой, что повлекло кровотечение. Профессор мгновенно потерял ориентацию в пространстве. Он не смог самостоятельно передвигаться, и в самолет его вели под руки. Тогда многие восприняли это как показатель слабости «первого киборга», закрыв глаза на преимущества, которые Мэнн в «подключенном» состоянии имел перед обычным человеком.
Например, камеры, передающие изображение в глаза, размещены не только на голове, а также на груди, спине и на затылке. Возможности «электронного глаза» превышают возможности человеческого: он видит в недоступных человеку диапазонах, в частности в диапазоне инфракрасном. При необходимости он может использовать функцию zoom, то есть приближать или удалять предметы. Пропустив изображение через компьютер, который также расположен на теле, его можно специальным образом обрабатывать. Например, подобно программам для Интернета, фильтровать информацию и отсеивать рекламу. То есть там, где обычный человек видит рекламный плакат на улице, Стив Мэнн увидит белый прямоугольник. Ведь, когда у мозга открывается столько новых возможностей получения информации, лучше его не засорять.
На очки же выведена информация из Интернета, доступ к которому обеспечивается через беспроводную связь. Мэнн обменивается изображениями того, что он видит прямо сейчас, с такими же экспериментаторами. Он может иметь при себе полную базу данных о человеке, с которым разговаривает: его имя, ключевые факты биографии и даже краткое содержание последнего разговора. В магазине у него перед глазами не только список всех необходимых покупок, но и информация о предлагаемых продуктах.
Все эти преимущества пока перекрываются недостатками. Часть из них была продемонстрирована в американском аэропорту. Лишенный электронных помощников современный «киборг» практически беспомощен. Впрочем, технологии совершенствуются быстро. Дальнейшее развитие «киборгизации» позволит вживлять миниатюрную электронику в тело, а лишить человека вживленных деталей полиции будет куда сложнее.
В первую очередь такая практика станет применяться в случаях, когда человек изначально без электроники не может жить в полную силу. Например, по причине слепоты.
Именно люди с ограниченными возможностями – лишенные зрения, слуха, конечностей, возможности передвигаться – возлагают на эти технологии особые надежды. Они-то и готовы стать первыми «настоящими киборгами» – людьми, слитыми с электронными компонентами в единое целое.
Силиконовый глаз
Несколько компаний, в том числе американская Optobionics, сейчас успешно занимаются разработками систем восстановления зрения. Сконструированный Optobionics чип ASR представляет собой круглую кремниевую пластинку, на поверхности которой сформированы около 5000 фотодиодов – чувствительных к свету сегментов, преобразующих его в электрическое напряжение. ASR призван заменить вышедшие из строя естественные фоторецепторы, однако размещается он не над сетчаткой, а в ее середине, ниже фоторецепторов, но выше нервных клеток. Таким образом, чип не мешает работать оставшимся в живых светочувствительным клеткам глаза: ASR воспринимает падающий свет и стимулирует нервные клетки позади себя, но и живые фоторецепторы сетчатки продолжают заниматься тем же. Такой симбиоз помогает использовать ресурсы глаза полнее. К тому же чип полностью автономен. Ему не нужно внешнего питания, а для работы требуются только падающий свет и живые нервные клетки сетчатки. Он совместим с тканями и не ощущается человеком. Первые опыты на людях (а проведено уже более десятка экспериментов) показали, что с помощью новых технологий можно вернуть человека от полной слепоты к практически нормальному зрению, по крайней мере достаточному для жизни.
Разные по исполнению технологии ведут к одному – усовершенствованию человека. Поскольку девяносто процентов информации человек получает посредством зрения, то неудивительно, что в первую очередь «киборгизация» начинается с глаз. Возможно, через десяток лет нынешние слепые будут видеть лучше обычных людей. Если к встроенному в глаза чипу добавить очки-экраны с компьютером «от профессора Мэнна», то можно не только восстановить зрение, но и получить принципиально новые возможности. Причем внешне такой человек ничем не будет отличаться от окружающих людей, разве что станет постоянно носить очки с непрозрачными стеклами.
И уже недалеко то время, когда на особо проницательных людей в темных очках будут подозрительно коситься: а не киборги ли они?