Top.Mail.Ru
архив

Заводы – крестьянам

Территории промышленных предприятий в черте города все чаще оказываются востребованы строительными и торговыми организациями – иной возможности найти свободный участок неподалеку от центра нет. Так, первый в черте города гипермаркет «Ашан» может появиться на площадях «Первого хладокомбината» на Красносельской.

«Площади промышленных организаций очень интересны девелоперам и ритейлерам – заводские цеха с высокими потолками и равномерной широкой сеткой колонн можно осваивать с минимальными капиталовложениями (успешный пример – «Спортхит» на Сколковском шоссе), а в большинстве случаев и затраты на снос объекта оказываются несравнимы со стоимостью земли и строительства: ломать – не строить», – говорит Максим Гасиев, директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International, в марте запускающей торговый центр «Рио» на месте 23-го автокомбината в Черемушках.

Гендиректор сети «Рамстор» Мустафа Саглам отмечает, что на освобождаемой после переноса производства территории можно развивать любую концепцию магазина, значительно легче проводить коммуникации. «Для таких участков характерна достаточно большая площадь, – говорит он. – При выборе места, как правило, мы уделяем пристальное внимание району и его инфраструктуре. Внимательно изучаем всю необходимую разрешительную документацию».

Однако вопрос застройки промзон содержит ряд сложностей. По мнению вице-президента по стратегии и маркетингу компании «Система-Галс» Андрея Закревского, если программа по сносу пятиэтажек продвигается достаточно быстро, то вывод промзон существует практически только на бумаге. В Москве 66 промышленных зон (они занимают 22 000 га из 110 000 га территории Москвы). «Стоимость вывода крупного городского предприятия за пределы города из-за экологического реанимирования освободившейся земли, затрат на строительство и на последующую реализацию очень высока для инвесторов. Кроме того, инвестору необходимо будет учитывать и долю города в данном проекте, что также снижает экономическую эффективность. Не следует также забывать, что земельно-имущественные и правовые вопросы в Москве не урегулированы, в связи с чем к материальным затратам на осуществление проекта добавляются издержки временного порядка: невозможно определить, сколько лет займет получение разрешений и прохождение всех необходимых стадий согласования строительства», – говорит Закревский.

«Тенденция вывода производства и использования участков под строительство ТЦ наблюдается во всех крупных городах России, – говорит Полина Жилкина, старший консультант Jones Lang LaSalle Moscow. – Как правило, это территории небольших заводов и фабрик, расположенных в центральных и близких к центральным районах». На прошлой неделе, например, стало известно о планах химико-фармацевтического завода «Фармакон» продать 6,5 га в Московском районе Санкт-Петербурга, а часть производства перенести в область. Инвестиции в реструктуризацию составят $10 млн. «На сегодняшний день имеющиеся мощности уже не позволяют расширяться», – объясняет гендиректор компании Сергей Дурягин. После ввода в эксплуатацию нового промышленного комплекса на «Фармаконе» планируют увеличить объем выпускаемой продукции в пять раз. «Предприятия предпочитают модернизировать в первую очередь свою недвижимость, а делать это можно не только в центре городов. Думаю, цели продавца и покупателя взаимовыгодны», – отмечает Александр Тишков, директор консалтинговой компании «АМ2-магазин магазинов».

По сведениям «Ко», девелоперы все чаще покушаются и на территории, которые ранее занимали военные. Сразу несколько компаний претендуют, например, на площадку с адресом Красная площадь, дом 5 в Москве (собственность Минобороны) и на остров Новая Голландия в Питере.

 

Еще по теме