Завоевание Америки откладывается
В апрельском номере американского специализированного нефтяного ньюслеттера Oil Express, издаваемого OPIS Energy Group, опубликована статья Кэрол Донохью, посвященная судьбе широко разрекламированного в свое время проекта российской нефтяной компании "ЛУКойл" - строительству сети АЗС в США. Этот материал показался Petroleum Ко небезынтересным, поскольку, к сожалению, история "завоевания" "ЛУКойлом" американского бензинового рынка вполне типична для амбициозных зарубежных проектов российских компаний. Надеемся, что нижеследующее будет воспринято в крупнейшей российской нефтяной компании адекватно и не будет сопровождаться обвинениями в "заказном" характере публикации. Petroleum Ко готово предоставить менеджерам "ЛУКойла" свои страницы для комментариев. Материал Oil Express публикуется в сокращенном варианте, его полный англоязычный текст доступен по адресу www.opisnet.com/exclusive/exclusives.htm.
29 июля 1997 года Вагит Алекперов предстал перед телекамерами улыбающимся. С минуты на минуту ему предстояло открыть первую в Америке бензозаправочную станцию компании "ЛУКойл" - на территории автостоянки при супермаркете Food Lion, что в Альта-Висте, штат Виргиния. "В ближайшие пять лет крупнейшая российская нефтяная компания и аффилированная с ней американская Nexus Fuels построят бензоколонки при 2000 супермаркетах по всем Штатам, - заявил глава "ЛУКойла". - Компания уже подписала соглашения с четырьмя розничными сетями, получив доступ к 5000 супермаркетам, и к 2001 году инвестирует в реализацию плана $240 млн". Кроме того, Алекперов заявил, что компания будет обменивать сырую нефть на бензин, который будет поставляться на бензоколонки.
C тех пор минуло почти три года. Однако сети российских бензоколонок при супермаркетах, которая должна была покрыть США от океана до океана, нет и в помине, а Nexus Fuels находится в процессе банкротства по статье 11 американского закона о банкротстве. Принадлежащие ей небольшие бензоколонки при шести супермаркетах на восточном побережье должны уйти с молотка, а бывший президент и COO Nexus Билл Холл подал на "ЛУКойл" в суд, обвинив компанию в мошенничестве.
Холл утверждает, что 75% Nexus Fuels были проданы двум компаниям с ограниченной ответственностью, созданных ради этой сделки "ЛУКойлом", но при этом "ЛУКойл" так и не внес обещанных в обмен на акции $19 млн начального капитала. $240 млн инвестиций, о которых Алекперов объявил на весь мир, тоже пока не материализовались. Холл утверждает, что банкротство сфабриковано. "ЛУКойл", по словам Холла, пытается таким образом вернуть инвестированные в проект $4 млн. "Я вложил в Nexus Fuels душу и сердце, но сделал непростительную ошибку - я связался с русскими", - заявил Холл Oil Express.
Нынешний CEO Nexus Fuel Стивен Эйкок утверждает, что Nexus и "ЛУКойл" не имели никаких обязательств перед Холлом, и что Nexus намерена вчинить Холлу встречный иск за нарушение договора о найме на работу. "ЛУКойл" никогда не имел доли в Nexus. У "ЛУКойла" нет доли в Nexus сейчас, не было у него доли в Nexus и прежде", - говорит Эйкок.
Однако попавшие в распоряжение Oil Express документы о приобретении акций Nexus подписаны Эйкоком и Вадимом Глузманом, президентом LUKOil USA. Причем Глузман подписался под документом от имени тех двух компаний с ограниченной ответственностью, которые, по утверждению Холла, созданы "ЛУКойлом".
Никак не стыкуется заявление Эйкока ни с пресс-релизами, выпущенными "ЛУКойлом", ни с обещаниями, данными владельцам американских супермаркетов Глузманом, который являлся директором Nexus Fuels. "ЛУКойл" осуществил значительные долгосрочные инвестиции в Nexus и принял на себя обязательства по оказанию помощи в привлечении капитала для дальнейшего роста Nexus, - писал Глузман в мае 1997 года, обращаясь к владельцам супермаркетов. - Если вы и Nexus заключите соответствующее соглашение о деловом сотрудничестве, то у Nexus появится доступ - через "ЛУКойл" и других акционеров Nexus - к капиталу, необходимому для создания и эксплуатации бензоколонок при супермаркетах".
Падение и крах Nexus Fuels
29-летний Холл владел строительной фирмой, которая возводила бензозаправочные станции по заказу ведущих нефтяных компаний западного побережья. Однажды ему пришла в голову идея кросс-маркетинга бензозаправочного бизнеса с розничной торговлей. Со своим планом Холл отправился в крупную фирму Marketing Specialists Co., которая и организовала ему встречу с владельцами супермаркетов.
Концепция Холла была проста: Nexus строит на прилегающих к супермаркетам паркингах небольшие бензозаправочные станции - 8 колонок и киоск, торгующий сопутствующими товарами. Бензозаправка работает под вывеской супермаркета, а Nexus обеспечивает поставку топлива. Заправившиеся у Nexus клиенты получают скидки на покупки в супермаркете, а люди, совершившие покупку в супермаркете, в свою очередь, получают скидки на заправке.
Идея представителям супермаркетов понравилась, и весной 1996 года Холл вместе с Marketing Specialists создали Nexus Fuels. К осени 1996 года Nexus Fuels уже заключила договоры с сетями супермаркетов Super Valu, Food Lion, Richfood Holdings и Shaw's Supermarkets. Позднее планировалось заключить договоры о поставке топлива с компаниями Louis Dreyfus, TransMontaigne и Irving Oil.
Итак, у Холла был отличный план, но не было капитала для его реализации, поэтому бизнесмен принялся обивать пороги ведущих нефтяных компаний. "Не согласитесь ли вы, - вопрошал Холл нефтяников, - поставлять топливо для бензоколонок, а заодно помочь в финансировании их строительства?".
"Я обошел офисы всех крупнейших компаний, включая Shell, Mobil, Exxon и Phillips, пытаясь убедить их в том, что супермаркеты заинтересованы в строительстве бензоколонок, но они захлопывали дверь перед моим носом, - говорит Холл. - Нефтяные компании хотели, чтобы бензоколонки работали под их вывесками. Но это не устраивало супермаркеты - к тому же название магазина над бензоколонкой было бы более привлекательным и для посетителей супермаркета. Поэтому с крупными нефтяными компаниями договориться так и не удалось".
На сцену выходят русские с деньгами
Холл был доведен до отчаяния, но тут один из акционеров Nexus - адвокат Дэнни Маллен - познакомил его со своим старым приятелем по колледжу Стивеном Эйкоком, который был связан с американским бизнесом "ЛУКойла". И после встречи с представителями "ЛУКойла", прилетевшими из Москвы (им, по воспоминаниям Холла, страшно понравилось техасское барбекю и американское пиво) в феврале 1997 года, Nexus подписал договор с российской нефтяной компанией.
По условиям договора "ЛУКойл" должен был инвестировать в Nexus Fuels $19 млн - в обмен на 300 тыс. акций Nexus (75-процентная доля в Nexus). Первые $4 млн были предназначены для найма сотрудников и строительства шести бензозаправок. Еще $15 млн должны были быть перечислены "ЛУКойлом" до января 1998 года - в качестве гарантии для получения банковского кредита в размере $60 млн - $80 млн. Если же "ЛУКойл" не перечислял $15 млн в оговоренный срок, то российская сторона обязана была возвратить 200 тыс. из полученных 300 тыс. акций Nexus.
Все шло отлично. Первые $4 млн были аккуратно переведены на счет Nexus Эйкоком. Русские, по утверждению Холла, сказали ему, что "из налоговых соображений" они внесут инвестиции через две "оболочечные" компании - Nexus Acquisition LLC и Nexus Acquisition II. (В нынешних судебных процедурах обе эти компании фигурируют в качестве кредиторов).
Затем "ЛУКойл" успешно вступил во владение компанией Nexus Fuels. На пост CEO Nexus Fuels был назначен исполнительный вице-президент "ЛУКойла" Александр Джапаридзе. В совет директоров вошли также вице-президент "ЛУКойла" Сергей Маслов, президент LUKOil USA Вадим Глузман и Стивен Эйкок. Холлу достались посты президента и COO.
Эл Гор и море водки
По мнению финансового аналитика Алексея Кокина, главной заботой "ЛУКойла" всегда было поддержание своего имиджа первой и единственной российской компании западного стиля - ради привлечения внимания западного капитала. Поэтому уже вечером после помпезного открытия первой бензозаправочной станции PR-фирма Burson Marstellar организовала в нью-йоркском отеле Waldorf-Astoria встречу репортеров с Алекперовым и Холлом.
По требованию "ЛУКойла" Холл стал совершать вояжи по всему миру, устраивая презентации перед крупными американскими и европейскими инвестиционными банками, дабы продемонстрировать мировым финансовым магнатам, как замечательно "ЛУКойл" диверсифицирует свой бизнес за пределами России.
В сентябре 1997 года Холла даже вызвали в Москву для организации презентации перед участниками российско-американского бизнес-саммита, организованного вице-президентом Элом Гором и российским премьером Виктором Черномырдиным. "Когда я вошел в зал, Эл Гор с Черномырдиным сидели по разные стороны стола. Они говорили о том, что совместный проект "ЛУКойла" и Nexus - замечательный пример успешного делового сотрудничества между Россией и США, - вспоминает Холл. - Я представил проект персонально Гору и Черномырдину, а затем состоялся ужин, на котором было море водки".
Но, вернувшись в США, Холл обнаружил, что обещанные "ЛУКойлом" $15 млн так и не пришли. В октябре Холл начал интересоваться судьбой этих денег. Однако совет директоров, в котором доминировали представители "ЛУКойла", отмахивался от Холла. "Я ведь полагал, что $15 млн будут перечислены сразу вслед за $4 млн. Ситуация становилась напряженной", - вспоминает Холл.
"ЛУКойл" увольняет Холла, а Nexus начинает разваливаться
Тогда же, в октябре, новым CEO Nexus Fuels стал Дэнни Маллен. Буквально на следующий день Холл был уволен, но в качестве компенсации ему гарантировали выплату жалованья еще в течение трех лет. Когда $15 млн не поступили и к январю 1998 года, адвокат Холла потребовал от "ЛУКойла" вернуть 200 тыс. акций. В ответ "ЛУКойл" прекратил компенсационные выплаты, обвинив Холла в нарушении условий получения выходного пособия, а именно в допуске адвоката к конфиденциальной информации касательно "ЛУКойла".
И дела Nexus стали ухудшаться с каждым днем.
"Поезд явно шел под откос", - вспоминает один из бывших сотрудников Nexus. Шесть бензозаправок Nexus, открытые Холлом, продавали 75-100 тыс. галлонов в месяц, принося компании ежемесячно $10 тыс. убытков.
"Проект загубило то обстоятельство, что абсолютно все инвестиции в бензозаправочные станции делал Nexus, - продолжает бывший сотрудник компании. - Но тогда мы находили оправдание своим действиям - мы делали это ради становления компании. Психологически все были готовы к убыткам на начальной стадии проекта, но мы верили, что "ЛУКойл" предоставит нам средства, которые поддержат нас в период роста. Нас погубило то, что в России изменилась экономическая ситуации, после чего "ЛУКойл" прекратил инвестиции".
По словам Холла, к августу 1998 года "ЛУКойл" так и не перечислил $15 млн. Не вернули россияне и акции. Поэтому месяцем позже Холл подал иск в окружной суд Далласа, добившись временного запрета на распродажу каких бы то ни было активов компании. "У меня не будет доступа к деньгам, вырученным от продажи активов. Они будут направлены на погашение долгов "ЛУКойлу", в результате чего Nexus и ее акции еще сильнее упадут в цене", - так объяснил свою позицию в суде Холл.
Nexus и "ЛУКойл" дважды подавали апелляцию на решение суда о временном запрете на распродажу активов, но оба раза терпели неудачу. 17 января 2000 года дело должно было слушаться в суде, однако Nexus и "ЛУКойл" попросили перенести слушания дела на 16 марта. Получив передышку, они 15 января инициировали процесс банкротства Nexus по статье 11, эффективно заблокировав судебный иск Холла. Затем Nexus перевела свой офис из Далласа в Хьюстон, распродала практически всю офисную мебель и начала переговоры с сетями супермаркетов Shaw's и Food Lion о продаже им бензоколонок, построенных на территории их паркингов.
Холл уверен, что банкротство сфабриковано ради того, чтобы обойти временный запрет на продажу активов, и, распродав имущество Nexus, выплатить долги "ЛУКойлу". Nexus обладает имуществом, оцениваемым в $1,87 млн. Необеспеченные долги компании составляют $4,95 млн. Из них $4 млн, по словам Холла, это как раз те инвестиции, которые "ЛУКойл" сделал через две "оболочечные" компании. Указав это в своем заявлении в суд, Холл ходатайствует о назначении доверенного попечителя по делу о банкротстве.
Еще $245 497 - счета, предъявленные изначально "ЛУКойлу", но перед самым инициированием банкротства переведенные на Nexus. Среди кредиторов Nexus фигурирует также TransMontaigne, которой компания должна $461 627.
Брен Уайтли, адвокат, представляющий Nexus в деле о банкротстве, утверждает, что он не в курсе истории компании. В его обязанности входит распродажа активов, что он и пытается делать. "Я не видел ни одного документа, свидетельствующего о том, что (Холл) продал акции "ЛУКойлу", - говорит Уайтли.
Тем не менее Уайтли подтверждает, что главными держателями акций Nexus Fuels были Nexus Acquisition LLC и Nexus Acquisition II. Он не называет имен конкретных владельцев акций, но утверждает, что многие из них аффилированы с "ЛУКойлом". (В корпоративных документах вице-президент "ЛУКойла" Александр Джапаридзе и Стивен Эйкок фигурируют как "менеджеры-участники" Nexus Acquisition LLC.)
"Я не знаю ни о каких обещанных $19 млн, зато существуют документы, показывающие, что в Nexus из Nexus Acquisition и Nexus Acquisition II ушли $4 млн в виде простых векселей, которые сейчас являются долгами компании", - заявляет Уайтли.
Почему русские вообще ввязались в историю с Nexus? Согласно статье, опубликованной в газете "Московские новости" через месяц после помпезного открытия первой бензозаправочной станции, в "ЛУКойле" были уверены, что это будет блестящий с точки зрения паблисити ход. Как объяснял вице-президент "ЛУКойла" Леонид Федун, после того как имя компании станет хорошо известным в Америке, "ЛУКойлу" будет проще привлечь внимание американских инвесторов к своим ADR, размещенным в системе NASDAQ.
Федун оказался прав. По словам Холла, после широкой прессы, полученной "ЛУКойлом", ADR компании в течение пяти месяцев выросли на 100,1%.