Завоевание провинции

25.04.200500:00

Недавно Райффайзенбанк объявил о намерении к концу 2005 года активизировать кредитование средних и малых предприятий и довести численность своих филиалов до десяти. Специализированный ипотечный банк «ДельтаКредит», принадлежащий General Electric Consumer Finance, выходит в города-миллионники. Ситибанк выстроил в Москве сеть дополнительных офисов и проводит агрессивную рекламную кампанию потребительского кредитования. Активизация западных банков в рознице и регионах становится очевидной проблемой для их российских коллег-конкурентов.

 

В Москве иностранные «дочки» в основном обслуживают транснациональные корпорации, с которыми в западных и развивающихся странах работают их головные структуры. Основные направления бизнеса – расчетно-кассовые операции, кредитование и зарплатные проекты. В рознице иностранные банки также ориентированы преимущественно на сотрудников западных компаний, как по депозитным продуктам, так и по карточному и ипотечному кредитованию. Лишь в последние два года некоторые «дочки» пошли в массовый ритейл, но таких очередей, как в Сбербанке или «Русском Стандарте», в их отделениях пока нет.

С частными банками западные кредитные организации «пересекаются» лишь при обслуживании интересов крупных российских корпораций. Отечественные ФПГ (обычно сырьевые, экспортоориентированные) привлекают иностранные банки для организации займов на внешних рынках. Главным фактором здесь, очевидно, являются меньшая стоимость и большая длина получаемых средств. Конкуренции в обслуживании среднего бизнеса между частными отечественными и «импортными» финансовыми институтами пока не наблюдается. Региональные подразделения российских монополий по-прежнему обслуживаются в своих, «карманных» кредитных организациях или в Сбербанке.

Вопрос в том, смогут ли западные банки в ближайшие годы реально соперничать в провинции со Сбербанком. На примере Москвы и Санкт-Петербурга видно, что, несмотря на многолетнюю работу, в количественном выражении зарубежные гости явно проигрывают российскому гиганту. Инвестиций для масштабной работы на региональных рынках потребуется значительно больше, чем на аналогичные проекты в обеих столицах.

Региональные консервативные вкладчики вряд ли будут готовы менять Сбербанк на иностранную «дочку». Даже в Москве и Питере клиентами иностранцев по-прежнему являются, в основном, работники западных предприятий. Авторитет в регионах зарабатывается годами, и в этом не поможет даже масштабная рекламная кампания. Понимания и доверия к заграничным банковским брендам у жителей регионов пока нет, Сбербанк явно привычнее и роднее, чем «Сити» или «Райффайзен». Жители регионов во многом ориентируются на поведение своих работодателей и политиков, но пока между менталитетом региональных элит и менеджмента западных банков слишком много различий.

Выход на региональные рынки, скорее, может происходить по сценарию инвестиционного или ипотечного кредитования. Хозяин среднего местного предприятия согласится на масштабное сотрудничество с западным банком в обмен на предоставление крупных, дешевых и длинных кредитов, хотя бы на покупку импортного оборудования. Западный банк будет ожидать прозрачной собственности и денежных потоков, четкого бизнес-плана, удачной истории реализации подобных проектов. Пока эти стандарты внедрены далеко не на всех региональных предприятиях, но ничего недостижимого здесь нет, особенно в обмен на займы с указанными выше параметрами.

Именно вероятная миграция кредитования устойчивых средних региональных предприятий в западные банки вызывает наибольшие опасения среди российских частных банкиров. Многие некогда малые предприятия структурируются, покупают недвижимость, получают среднесрочные инвестиционные кредиты в Сбербанке и отказываются от масштабного сотрудничества с вырастившими их частными банками. Гипотетически на средние региональные предприятия может экстраполироваться ситуация со способностью крупных ФПГ привлекать средства дешевле своих банков. При таком условии российским частным банкам просто некуда будет размещать привлеченные дорогие вклады. Малый бизнес и потребительское кредитование, где высокие проценты пока не ставятся под сомнение, просто не сможет «переварить» весь поток депозитов, да и затраты на обслуживание портфеля малых ссуд больше, чем крупных.

 

Провинциальный «междусобойчик»

 

Пока российские частные банки считают региональный средний бизнес своим сегментом рынка. Такие компании по-прежнему высоко рентабельны, активно развиваются, во многом за счет нестандартных маркетинговых и имущественных решений. Коммерческие банки, с учетом многолетнего позитивного сотрудничества, готовы кредитовать агрессивное развитие на грани соблюдения гражданского и налогового законодательства. Хорошая рентабельность позволяет оплачивать завышенную на 5 – 7% цену кредитов частных банков, особенно учитывая оперативность решения вопроса.

Однако передел региональных рынков и захват неработающих советских предприятий завершается. Наступает этап интенсивного роста компаний за счет капиталовложений, повышения производительности труда и увеличения объема производства новых товаров. Здесь уже необходим жесткий бизнес-план, требуются масштабные инвестиции. Проблема в том, что возможности частных банков не успевают за меняющимися потребностями их заемщиков, поскольку высокая цена и короткие сроки депозитов в последние два-три года не изменяются.

В то же время едва ли не самым важным элементом успеха частного банка в регионе является личность управляющего филиалом и его ключевых сотрудников. Именно принадлежность к региональной элите и знание местных раскладов обеспечивает способность четко структурировать и разумно принимать риски кредитования средних предприятий. Малый бизнес и рядовые вкладчики ориентируются на ключевых клиентов филиала, являющихся основой региональной экономики и способных в трудную минуту поддержать филиал на местном уровне. Серьезный региональный бизнес обеспечивает поддержку только своим проверенным кадрам.

В регионах успешны управляющие, прошедшие школу советского партийно-хозяйственного актива, имевшие проблемы из-за неплатежеспособности головных московских офисов и удачно расплачивавшиеся с вкладчиками. У первой тридцатки частных российских банков примерно в равной степени есть удачные и неудачные региональные филиалы. Бренд, технологии и различные маркетинговые приемы пятого или тридцатого частного банка в регионе воспринимаются примерно одинаково.

Вопрос в том, будут ли способны западные банки развернуть масштабное кредитование среднего регионального бизнеса под низкие процентные ставки. И не иметь при этом возможности переложить кредитные риски на крупные западные материнские компании или фирмы-контрагенты реального сектора, которых в регионах практически нет. А также брать на себя риски местного бизнеса, когда даже самые лучшие средние региональные предприятия при взгляде из Москвы, а особенно из Нью-Йорка или Вены, выглядят, мягко говоря, как-то непривычно.

Вероятнее всего, западные банки в расчете на собственный бренд будут нанимать на руководящие посты либо среднее звено местных банков, либо «варягов» из Москвы. Однако эти люди проигрывают в авторитете руководителям филиалов российских банков, будут менее способны «разруливать» сложные кредиты местному среднему бизнесу и привлекать вклады среднего класса.

 

Равнение на ставку

 

Сейчас ведущие позиции на столичном рынке ипотеки занимают «дочки» западных кредитных организаций. Российские же частные банки, не располагающие дешевыми длинными ресурсами, вынуждены ограничиваться кредитованием под залог недвижимости малого и среднего регионального бизнеса на год-два. Региональные рынки недвижимости структурированы и вроде ожидают ипотеки, которую могут принести именно западные банки. Однако иностранцы в своих ипотечных программах ориентированы на крупные белые зарплаты, а таковых и в Москве немного, а в регионах и того меньше. Недвижимость в регионах по большей части приобретают либо средний менеджмент крупных предприятий, либо бизнесмены. Предприниматели не особо подходят для западных банков, поскольку не имеют белой зарплаты и стабильного работодателя.

Ипотечные программы с западными корнями оперируют несколькими сотнями миллионов долларов. Их задача состоит в структурировании приличного портфеля однородных ссуд и привлечении под них средств институциональных инвесторов. Сами «импортные» банки не готовы вкладывать миллиарды долларов в развитие региональной ипотеки. Параллельно с иностранцами аналогичную стратегию развития ипотеки осуществляют ряд российских структур и государство. Собрать портфель и привлечь под него средства институциональных инвесторов могут и специализированные банки с российскими корнями. Вероятность этого усилится, если в ипотеку пойдут средства российской пенсионной системы и строителей, да и позиции госбанков пока выглядят предпочтительнее.

Кроме того, постепенно возрастает доверие к отечественным частным финансовым институтам, а ведь «дочки» росли в нашей стране на волне нестабильности российских банков. После 1998 года за несколько лет со всеми вкладчиками расплатились, и громких банкротств с тех пор не было. «Кризис доверия» 2004-го прошел для вкладчиков без больших потерь, лишь охладив риски и амбиции российских банков и властей. Запуск системы страхования вкладов должен еще больше успокоить рядовых клиентов. Исходя из макроэкономической ситуации, не предвидится и политэкономического кризиса масштаба 1998 года. В случае, если начнется кризис на Западе и отзовется в России, то наши власти в качестве ответных мер вполне смогут объяснить рядовым вкладчикам его «импортное» происхождение.

В начале 2000-х годов первоклассные российские банки привлекали средства на внутреннем рынке в валюте под 8 – 9% годовых, западные банки на своих рынках – под 1 – 1,5% годовых. Столь большой разницы хватало и на покрытие страновых рисков, и на кредитный демпинг, и на окупаемость инвестиций в российско-западные «дочки». За 2000 – 2005 годы в России ставки снижались, а на Западе повышались, и теперь разрыв не так велик, как прежде. Повышение процентных ставок за границей продолжится, и вполне вероятно если не выравнивание ставок, то сокращение разницы до непринципиальных 1 – 2%. Учитывая отсутствие или незначительность российской процентной премии, западные банки будут терять интерес к масштабным инвестициям в нашу страну.

 

Российское единство

 

Если полсотни частных российских банков с широкими сетями региональных филиалов начнут объединяться и сформируют десяток действительно крупных и сильных игроков, они вполне смогут конкурировать с западными банками. Хотя бы в силу сформированной инфраструктуры филиалов и отделений, команды специалистов, налаженных отношений с местной элитой. Пока процессов консолидации особо не наблюдается, наоборот, в каждом крупном регионе чуть ли не ежеквартально открывается новый филиал московского банка. В условиях узости рынка средних предприятий и среднего класса проблемы будет генерировать, скорее, избыточное количество частных банков, чем наличие нескольких сильных западных игроков.

Значимый фактор возможного передела банковского рынка – дальнейшая электронизация банков. Пока частный банковский бизнес развивается по пути мини-отделений. Однако расширение электронных каналов продаж через Интернет или многофункциональные банкоматы может через несколько лет кардинально изменить форматы банковских офисов. В то время как российские банки увлекаются мини-отделениями, их западные конкуренты могут формировать более технологичные и дешевые сети электронных продаж. Например, небольшой, по нашим меркам, эстонско-шведский банк имеет у себя на родине массовый технологичный телебанк, и такой продукт вполне может стать локомотивом его экспансии на российский рынок.

Западным «дочкам» вряд ли удастся за короткое время занять региональную нишу российских частных банков, хотя бы в силу несхожести менталитетов с региональным средним бизнесом и средним классом. К тому же у российских банков есть время для объединения, повышения масштабов деятельности и эффективности, технологического переоснащения.