Здесь все наши

Российские школы бизнеса далеки от реальности – такую характеристику обычно дают топ-менеджеры отечественному образованию. В ответ на эти нападки некоторые учебные заведения разрабатывают новый продукт – корпоративную МВА, под которым подразумевается обучение команды менеджеров определенной компании.

 

Наличие у школы бизнеса корпоративных программ – вопрос престижа и реальный показатель ее состоятельности. Однако само словосочетание «корпоративная МВА» на первый взгляд заключает в себе противоречие. Ведь МВА – это стандартный набор общих и специализированных знаний в области управления. А корпоративные программы нацелены на подготовку менеджеров к деятельности в конкретной компании для решения определенных задач. На практике соблазнительный принцип «два в одном» реализуется в разных формах.

 

Стандарт понимания

РОСНО обучает заместителей директоров своих подразделений на МВА Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ. Менеджеров сознательно распределили по разным группам и соединили с управленцами из других компаний. На МВА – «Финансы» в Банковском институте ГУ-ВШЭ учатся 12 управленцев из Внешторгбанка, 11 – из «Автобанк-НИКойла» и 25 – из других финансовых структур. Среди них – четыре вице-президента, в том числе АКБ «Еврофинанс» и БНП Париба Банк. По словам Игоря Лебедева, старшего вице-президента Внешторгбанка, совместное обучение менеджеров различных компаний делает процесс обучения более продуктивным и интересным. «Общение с управленцами других фирм позволяет обмениваться опытом, технологиями, особенно в групповой работе при решении кейсов, в практикумах и тренингах, – подчеркивает Игорь Лебедев. – Особое внимание уделялось целенаправленному подбору преподавателей-практиков с богатым опытом, прошедших обучение в разных странах и соединивших в своих знаниях разнообразный опыт со стремлением мыслить глобально». Иногда по желанию компании-заказчика в программу добавляются специфические курсы и несколько отраслевых кейсов. Но в целом МВА сохраняет все традиционные составляющие: стандартное образование, подкрепленное брэндом; знакомство с менеджерами из других компаний. Компания, оплатившая своим сотрудникам обучение на МВА, получает команду менеджеров с одинаковым уровнем управленческой подготовки, владеющих единым профессиональным языком. Однако для применения полученных знаний на практике важно, чтобы и руководство говорило на том же языке. Профессору ГУ-ВШЭ Игорю Гуркову, который преподает в бизнес-школах курс стратегического менеджмента, нередко приходится слышать от управленцев среднего звена: «Все это прекрасно, господин профессор, но как нам реализовать все эти эффективные методы и перспективные модели, если руководство не понимает их смысла, а нам никогда не представится возможностb ему растолковать это в полном объеме?» Константин Попов, вице-президент РВВК, уверен, что если всех менеджеров компании отправить получать MBA, то многие из них по прохождении курса захотят покинуть компанию: «Их не удержат никакие контракты, так как на всех не найдется руководящих позиций и высоких окладов, которые предполагает наличие степени MBA. Корпоративную MBA имеет смысл внедрять лишь тем крупным фирмам, чей бизнес растет ежегодно на 400 – 500%. Но таких компаний в сложившейся ситуации на рынке нет».

 

Посторонним вход воспрещен

Корпоративные программы МВА, по которым обучаются только менеджеры компании-заказчика, в большей степени ориентированы на решение корпоративных задач. Такую программу осуществляет Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ для заместителей начальников отделов Сбербанка («МВА-Сбербанк»). «Газпром» ежегодно направляет группу топ-менеджеров обучаться в ИМИСП по корпоративной программе «МВА-«Газпром», а компания UTC – по программе МВА-UTC. В разработке содержания закрытых программ принимают участие корпоративные эксперты. Часть кейсов в этом случае построена на материалах и примерах компании-заказчика. Время и место проведения обучения также определяются клиентом. Так, занятия по корпоративным программам МВА Сбербанка и компании «Телмос» проходят в их офисах.

«Перекрестного опыления» управленцев из разных видов бизнеса здесь не происходит. Компании используют такие программы как способ мотивации менеджеров и сплочения управленческой команды. Например, в корпоративной «МВА – «Телмос» участвуют все высшие менеджеры, включая генерального директора. Цели программы, в частности, заключались в том, чтобы обеспечить единое видение бизнеса внутри управленческой команды компании и повышение связанности работы функциональных направлений. «Процесс обучения призван объединить руководителей различных сфер бизнеса: инженеров по телекоммуникациям, финансистов, специалистов в области ИТ, юристов, поэтому для обучения и была выбрана программа МВА», – говорит Раиса Розинова, генеральный директор фирмы «Телмос».

Владимир Меньков, генеральный директор компании «Газсвязь», убежден, что образование по стандартной программе МВА было бы менее эффективным. «Во время обучения в ИМИСП по корпоративной программе «МВА-«Газпром» нас объединяли общие цели компании, – подчеркнул Владимир Меньков. – Всю теорию мы воспринимали сквозь призму реалий нашего бизнеса и обсуждали отдельные вопросы между собой и с преподавателями. В результате у нас сформировалось одинаковое понимание общего направления дальнейшей деятельности».

Только на МВА закрытого типа, по мнению Игоря Гуркова, слушатели могут свободно обсуждать корпоративные проблемы конфиденциального характера. Стоимость обучения по сориентированной на конкретную компанию программе МВА на 10 – 15% дороже, чем по программе стандартной.

Стандарт МВА предусматривает обязательное изучение следующих предметных циклов: «среда бизнеса», «научные основы бизнеса и менеджмента» – не менее 200 часов; «базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента» – не менее 300 часов; «дисциплины специализации» – не менее 250 часов. Государственные требования к содержанию программ МВА позволяют изменять пропорции между временной продолжительностью указанных дисциплинарных циклов максимум на 25%. Обсуждая темы курсов корпоративной МВА, заказчик информирует представителей образовательного учреждения о направлениях развития своего бизнеса и задачах менеджмента, с тем чтобы в ходе обучения менеджеры могли выработать реальные решения актуальных вопросов. Далее совместными усилиями стороны ищут компромисс между стандартом и интересами компании. В результате компания-заказчик либо отказывается от брэнда МВА в пользу сугубой прагматики в обучении менеджеров (и тогда реализуется корпоративная программа развития менеджеров), либо разрабатывается некий гибрид – корпоративная МВА.

 

В поисках компромисса

Корпоративные программы развития менеджеров (management development) осуществляют все ведущие школы бизнеса на Западе. В России такую программу проводит ИМИСП для менеджеров компаний «Евросиб» и «Сварог». Самому обучению предшествовал аудит персонала: кадровики компаний при содействии преподавателей-консультантов ИМИСП выявляли, чему именно нужно учиться менеджерам, чтобы решать актуальные корпоративные задачи. Результаты аудита легли в основу тематики курсов обучения. Как рассказал Алексей Козко, директор корпоративных программ ИМИСП, между учебными модулями программы менеджеры реализуют на рабочих местах реальные бизнес-проекты. В процессе их разработки и внедрения в практику преподаватели консультируют слушателей программы и оценивают результат работы. То есть management development – это цельный консультационный проект, который ориентирован на развитие организации, а образование конкретных менеджеров жестко привязано к решению проблем компании. Показатели эффективности такого проекта – решенные проблемы фирмы-клиента.

Корпоративная МВА закрытого типа – это уже не МВА в привычном понимании, но еще и не полноценный консалтинговый проект по развитию компании. Программа МВА адаптируется к конкретным задачам фирмы-клиента и уровню профессиональной подготовки ее менеджеров – насколько это позволяет существующий стандарт бизнес-образования. Например, многие руководители «Телмоса» имеют по два образования, кандидатские степени и 6 – 10 лет управленческого стажа. Понятно, что преподавать основы и базовые принципы менеджмента им не имеет смысла. Акционеры поставили перед руководителями задачу – провести реструктуризацию и повысить стоимость компании. Корпоративная программа МВА – «Синергия – Телмос» состоит из трех крупных блоков: изучение среды бизнеса, разработка стратегии, реализация стратегии. В качестве выпускных работ слушатели программы будут защищать проекты по стратегическому планированию – каждый по своему направлению: рыночному позиционированию компании, поиску новых рынков, вариантам финансирования, подбору персонала под проект и т.д.

Курсы программы МВА «Синергия – Телмос» в основном интегрированные. Например, такой предмет, как «инвестиционный процесс», охватывает и методы привлечения капитала, и модели реализации инвестиционных проектов. В программе есть и традиционные теоретические курсы по основным направлениям менеджмента (экономика, право, стратегическое управление, маркетинг и т.д.). Однако своим содержанием традиционные курсы отличаются от того, что преподается на стандартных программах МВА. Так, на занятиях по экономике руководители «Телмоса» изучали прикладные микропроцессы, что позволяло действительно проанализировать структуру конкретного рынка. Если адаптацию общетеоретических положений к конкретному бизнесу каждый слушатель открытой программы осуществляет самостоятельно, то в рамках корпоративной МВА это прямая обязанность преподавателей. В большинстве курсов, по словам Андрея Серапионова, директора по корпоративному управлению «Телмоса», предусматривался определенный этап, на котором преподаватель вместе со слушателями обсуждал, каким образом та или иная теория применима в компании. По словам Игоря Гуркова, директора корпоративной программы МВА «Синергия – Телмос», от стандартной программы в конце концов остались лишь заданное количество аудиторных часов и названия основных блоков.

«Если программа называется МВА (без уточнения имени компании), то адаптация к требованиям заказчика означает отражение в учебных материалах специфики отрасли, рынка, продуктов, процессов, актуальных для компании-заказчика. Речь идет об иллюстрациях, примерах, кейсах, которые в программе МВА в любом случае присутствуют, – поясняет Елена Бондаревская, директор программ МВА ИМИСП. – В этом случае ущерба для общих требований и стандартов нет, не искажается смысл программы МВА. Поэтому с чистой совестью выдается госдиплом. Другой подход – это сознательное желание заказчика обучать сотрудников (за свой счет), но одновременно использовать это как мотив для удержания персонала в компании. Тогда программа называется хоть и МВА, но с приставкой (по названию компании). Корректировки в программе могут быть такими существенными, что госдиплом вообще не выдается».

Елена Бондаревская признает: некоторая опасность девальвации брэнда МВА существует. Однако считает, что корпоративные МВА такого рода оправданны, если выгоды (отнюдь не только финансовые) от работы с корпорацией-заказчиком перевешивают угрозу распространения псевдоМВА. Суть сотрудничества учебного заведения с компанией сводится к взаимному обогащению знаниями. Как заметил Алексей Козко, каждая последующая корпоративная программа выше по уровню адаптации к фирме-заказчику и взаимодействия с ней. Можно говорить о том, что некоторые российские образовательные центры приближаются к практике ведущих американских и европейских школ бизнеса.