Top.Mail.Ru
архив

«Здоров» ли ваш бизнес?

Пожалуй, любой собственник хотел бы постоянно держать руку на пульсе своего бизнеса и получать оперативную информацию о состоянии дел. Для того чтобы оперативно выявить, где именно находятся «болевые точки» бизнеса, собственнику необходимо задать всего несколько «хитрых» вопросов-индикаторов, используемых консультантами по управлению для диагностики проблем бизнеса.

Для удобства можно разделить вопросы по функциональным областям:

 

  • Производство.
  • Первый и наиболее важный вопрос, касающийся «состояния здоровья» производственных процессов: «Каков процент загрузки производственных мощностей?» Критическим показатель становится, если загрузка производства становится менее 50% (или, что еще хуже, менеджеры не могут ответить на этот вопрос).

    Второй вопрос: какова доля аварийных ремонтов от общего числа ремонтов? Если она составляет 30% и более, то стоит обратить пристальное внимание на состояние системы управления ремонтами, иначе количество аварийных ремонтов будет постоянно расти, а планирование производства станет понятием абстрактным.

    Третий, но также важный вопрос – о нормировании затрат. Есть ли на предприятии нормативы затрат на большинство необходимых ресурсов? Обновляются ли они в связи со сменой оборудования или технологий? Нет? Это значит, что менеджмент предприятия имеет возможность бесконтрольно использовать средства и просто завышать суммы расходов.

     

  • Финансы.
  • И опять-таки речь идет в первую очередь о затратах. Учитывают ли менеджеры предприятия разницу между планируемыми расходами и реальными потребностями финансирования бизнеса? То, что сбалансировано на стадии планирования, зачастую «рассыпается» на стадии исполнения. Как итог – недостаточный уровень финансирования и, вполне вероятно, неконтролируемый рост кредиторской задолженности.

    Второй аспект. Есть ли на предприятии приоритет платежей? Группируются ли заявки на оплату в соответствии с установленными приоритетами бизнеса? Этот вопрос хорошо характеризует существующую систему управления финансами. Очень часто в компаниях все вопросы стекаются к финансовому менеджеру в произвольном порядке, он работает в режиме аврала, и каждый вечер на оперативном совещании происходит «дележ денег» – что нужнее, что скорее и т. д.

    Очень важный и достаточно явно свидетельствующий о нездоровье компании фактор – просроченная кредиторская задолженность. Просрочка в значимых объемах платежей более чем в 30 дней уже представляет для компании угрозу потери собственности.

     

  • Маркетинг и продажи.
  • В том, что касается маркетинга, массу ответов на вопросы может предоставить база данных о клиентах компании. Каково отношение «потерянных» за определенный период времени клиентов по отношению к общему их числу? Выше 10% неудовлетворенных (прервавших контракты с компанией) клиентов может однозначно считаться тревожным признаком.

    Необходимо обратить внимание на динамику продаж, а именно на показатель роста продаж на одного клиента (симптом болезни в этом случае – отсутствие роста продаж), а также на структуру выручки компании. Нормальным структурным соотношением можно считать правило «20% клиентов делают 80% объемов продаж». Если пропорция составляет, например, «10% к 90%», то компания становится финансово зависимой от небольшой части своих контрагентов и непрерывность притока в компанию денежных средств может находиться под угрозой. Изменение пропорции в сторону увеличения количества клиентов, например, «50% на 50%» означает, что компания, вполне возможно, распыляет свои усилия или недостаточно внимательна к потребностям клиентов.

     

  • Персонал.
  • Одним из общих и явных симптомов нездоровья бизнеса является высокая текучесть кадров. На эту тенденцию собственнику стоит обратить пристальное внимание. Показатель смены персонала в 30% от общего числа сотрудников за год – уже негативный признак; когда же этот показатель поднимается выше 50% (особенно если большинство уходящих из компании сотрудников – специалисты, отвечающие за основной бизнес-процесс) – кризис налицо.

    Вот, наверное, и все основные индикаторы, которые могут дать оперативную информацию о состоянии бизнеса и вовремя сигнализировать о возможной «болезни». А, как известно, предупредить болезнь намного легче, чем лечить ее.

     

    Еще по теме