Здоровые налоги
В своем видеообращении в блоге Медведев напомнил, что табачный рынок в России делят четыре крупных игрока (он имел в виду JTI, Philip Morris, British American Tobacco и Imperial Tobacco), занимающие 90%.
Премьер отметил, что, по сути, эти компании пустили в РФ зря, точнее, в 1990-е правительство недооценило риски от этих инвесторов. "Вложив деньги в рекламу, дизайн, производство легких, так называемых женских сигарет, табачные компании удвоили продажи прежде всего за счет женщин и, к сожалению, детей", - продолжил Дмитрий Анатольевич. Число курящих дам увеличилось за восемь лет с 7 до 22%, а дети начинают курить уже с 11 лет. Таким образом, Дмитрий Медведев поддержал антитабачный законопроект Минздравсоцразвития. А в минувший четверг законопроект был единогласно одобрен на заседании правительства. В полном объеме закон заработает с 2016 года
Главная профильная лоббистская организация "Табакпром" и раньше признавала, что законопроект, обсуждаемый в обществе уже давно, вряд ли удастся смягчить. После же выступления премьера это точно будет невозможно. Между тем табачные корпорации пытались на примере других стран продемонстрировать, к чему приводят подобные меры. В частности, в Канаде, Бразилии, Болгарии и некоторых других государствах возник нелегальный рынок сигарет.
Прежде всего законопроект предполагает увеличение акцизов. Пока что рост акцизов планируется примерно на 30% ежегодно (приблизительно теми же темпами акцизы росли и раньше), но есть и предложения Минздравсоцразвития поднять акцизы к 2015 г. в восемь раз. В этом случае пачка сигарет будет стоить минимально 170 руб.
На данный момент в каждой пачке доля акциза составляет около 10 руб., и нелегального рынка в России нет, делать "левые" сигареты или возить более дешевые контрабандные из Белоруссии и Казахстана невыгодно. Однако как только доля акциза в пачке будет уже рублей под пятьдесят, нелегальное производство станет выгодным. Тем более что в РФ имеются законсервированные еще в 1990-е старые советские табачные мощности.
Считается, что "в тень" может уйти около 25% и более табачного рынка. Связано это также и с тем, что законопроект запрещает торговлю сигаретами в ларьках и маленьких магазинчиках, то есть сигареты можно будет купить в основном в супермаркетах. Ларьки и магазинчики препочитали торговать легальным товаром, но ликвидация основных каналов сбыта приведет к тому, что у метро опять появятся бабушки, которые и станут предлагать дешевые нелегальные импортные сигареты или контрафакт.
Госбюджет при этом в перспективе нескольких лет будет только пополняться. Практика Украины, ужесточившей недавно свою антитабачную политику, показывает, что достаточно грамотно рассчитать темпы роста акцизов. Рост нелегального рынка, как правило, не поспевает за ростом стоимости акциза. Скажем, акциз возрастает на 25%, а нелегальный рынок - всего на 15%. Потребитель все равно стремится покупать легальные сигареты и, только когда уже совсем не может себе этого позволить, переходит на суррогат, в котором присутствуют солома, ртуть и мышиный помет - именно такие "ингредиенты" находят в "левых" сигаретах в других странах.
Масштабное падение прибылей табачных корпораций тоже под вопросом. Естественно, с появлением нелегальной продукции легальные игроки теряют долю рынка. Однако с ростом акциза может возрастать и наценка компаний. Как появление бабушек у метро повлияет на ограничение доступа к сигаретам детей и женщин, непонятно. Между тем повышать акцизы на табачном рынке не только выгодно, но и удобно. Здесь работают четыре крупные западные компании, дружно платящие акцизы (в отличие от части российских алкогольных заводов).
Законопроект Минздравсоцразвития также запрещает рекламу табака, сигаретные пачки нельзя будет выставлять на витрины, а продавать их придется по прайс-листам.
Тем не менее, как отмечается в недавнем исследовании Citi, подобные меры в других странах слабо влияют на курильщиков, но поддержка политиков в обществе от "антитабачных" заявлений возрастает.
Максим Королев, главный редактор медиагруппы "Русский табак":
"Сейчас розница - хороший фильтр от контрафактной продукции и нелегального импорта. Любой проверяющий закроет ларек, если здесь есть сигареты с акцизной маркой из Белоруссии и Казахстана. Но ларьки без сигарет будут закрываться. В одночасье может закрыться 170 000 точек, это около полумиллиона рабочих мест. Однако супермаркеты есть не везде, здесь иногда приходится стоять за сигаретами в очереди. Свято место пусто не бывает, спрос будут удовлетворять нелегальные лотки с сигаретами, и нелегальные лотки вполне могут торговать контрафактными сигаретами. После единого повышения акцизов в странах ЕС нелегальный рынок вырос на десятки процентов в Румынии и Болгарии. От принятия законопроекта пострадает прежде всего потребитель, который сейчас гарантированно получает сертифицированную и проверенную табачную продукцию. В случае роста нелегального рынка такого уже не будет".
Вадим Дробиз, руководитель исследовательского агентства "ЦИФРРА":
"Акцизы в России платят и алкогольные, и табачные компании. Но отличия в том, что на алкогольном рынке треть - это нелегальный рынок, а на табачном рынке был полный порядок. Здесь действует принцип доступности товара. Разница в том, что легальный табак был доступен потребителю, а алкоголь - нет. Минимальная цена на водку 140-150 руб. Поэтому пьют суррогат. С ростом акциза и на табачном рынке конечно же ситуация будет меняться".
Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия":
"Мы не выступаем против ужесточения табачного регулирования. Однако всегда говорим о том, что любые ограничения должны быть оправданными, продуманными и последовательными, а главное - эти нормы обязаны учитывать реалии российского рынка, иначе они могут действовать не в том ключе, в каком были задуманы, или не работать вовсе. Мы убеждены в том, что охрана здоровья нации не должна превращаться в борьбу с производителями и продавцами легальной табачной продукции и в дискриминацию совершеннолетних людей, сделавших осознанный выбор относительно курения. Мы считаем, что законопроект Минздравсоцразвития содержит ряд весьма здравых предложений, особенно в отношении пропаганды здорового образа жизни, защиты населения от воздействия вторичного табачного дыма и борьбы с курением среди несовершеннолетних. Но одновременно с этим некоторые его положения представляются нам не вполне реалистичными, а потому избыточными".
Крупнейшие производители сигарет в России (в 2011 году, млрд шт.)
JTI - 145,4
Philip Morris - 90,7
БАТ Россия -76,9
Imperial Tobacco - 38,2
Источник: медиа-группа "Русский табак"