Top.Mail.Ru
ЕЛЕН
Е
АВТРА
Сегодня невозможно вести бизнес, особенно в высокотехнологичных сегментах рынка, не уделяя внимания ответственности в сфере экологии. «Зеленые» инициативы, забота о будущем планеты — это теперь обязательные условия даже для самой возможности успешной деятельности. Один из самых «зеленых» и экологичных российских технологических лидеров — Росатом, получивший 15 лет назад статус государственной корпорации благодаря историческому решению президента. Строительство ветропарков, рекультивация свалок и даже участие в спасении носорогов от браконьеров в далекой Африке — лишь часть примеров работы атомщиков в этом направлении.
З
ЧАСТЬ #4
Программа экомониторинга позволит минимизировать нагрузку на природу региона
ПОД КОНТРОЛЕМ
Самочувствие Арктики
Почему к Арктике в последние годы проявляется повышенный интерес? Первая причина связана с активным освоением региона, в частности, разведкой многочисленных месторождений природных ресурсов. Здесь сегодня извлекается около 60% нефти и 80% газа от их общего объема добычи в нашей стране. На территории Арктики сосредоточены большие запасы многих других стратегически важных полезных ископаемых, включая золото, олово, ртуть, вольфрам и хром. Вторая причина — развитие Северного морского пути (СМП) как большого транспортного каркаса нашей страны. СМП представляет собой кратчайший транспортный маршрут между Европой и Азией, и его экономическое значение неуклонно растет. Если в советский период здесь перевозилось ежегодно до 6 млн тонн грузов, то сегодня этот показатель вырос в 5 раз! И это далеко не предел.
Госкорпорация «Росатом» в 2018 году стала куратором федерального проекта по развитию и функционированию СМП, включенного в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны. В текущему году в составе Росатома было учреждено Главное управление Северного морского пути, в чьи задача вошло управление судоходством вплоть до выдачи, приостановки, возобновления и прекращения действия разрешений на плавание в акватории СМП. Это сделано в условиях возросшего здесь грузопотока с целью усилить безопасность судоходства. А чтобы оценить и предсказать влияние хозяйственной деятельности и увеличение нагрузки на местные экосистемы, госкорпорация привлекла в качестве партнера Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ученые называют области около полюсов климатической кухней, которые во многом определяют погоду на Земле. Полярные шапки Арктики и Антарктиды отражают солнечные лучи и не дают планете перегреться, а льды играют большую роль в системах циркуляции воды в океанах. Поэтому очень важно понимать, как сказывается на природе Арктики активность людей, и как она реагирует в ответ.

Еще в 2021 году в рамках сотрудничества с Росатомом ЦМИ МГУ осуществил пилотный проект экологического мониторинга акватории СМП. Наши ученые совместно с зарубежными коллегами наблюдали за глобальными изменениями климата, проявляющимися в этом суровом регионе, изучали воздействие на окружающую среду трансграничного переноса загрязняющих веществ из других частей света, уровень загрязнения Северного ледовитого океана стоками рек и уровень текущего воздействия активизировавшегося судоходства.

Первым этапом работ стала экспедиция, прошедшая в августе-ноябре прошлого года на трех исследовательских суднах – «Алексей Марышев», «Профессор Логачёв» и «Картеш» – и преодолевшая за 2,5 месяца более 5000 морских миль (больше 10 000 километров). Исследования проводились на 50 комплексных станциях на всей протяженности СМП и охватывали всю его акваторию – от пролива Карские ворота до Берингова пролива. Особое внимание уделялось восточной части Арктики (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское море), а также акваториям с наиболее высокой судоходной нагрузкой – Обской губе и Енисейскому заливу. В ходе работ экологи, гидрологи, гидрохимики, орнитологи и другие специалисты осуществляли отборы проб атмосферного воздуха, воды, донных отложений, изучали уровень загрязнения акватории СМП микропластиком и крупным мусором, исследовали состояние живых организмов, обитающих в толще воды и на дне моря. Ученые обнаружили отсутствие отклонений исследуемых показателей состояния окружающей среды относительно фоновых средних уровней.


Протяженность Северного морского пути – 5,6 тыс. км. В рамках Стратегии развития СМП до 2035 года будет построено несколько терминалов, перегрузочный комплекс – всего запланировано свыше 150 мероприятий. В ближайшее время планируется увеличить грузовой поток по СМП с 30 до 80 миллионов тонн в год. При этом воздействие на арктическую экосистему будет находиться под постоянным наблюдением ученых.
На этом проект не закончился, он стал отправной точкой для создания системы постоянного контроля за экологическим состоянием Арктики. Помимо экспедиционных работ с последующим камеральным и лабораторным анализом полученных данных, параллельно в 2021 году были запущены цифровые сервисы спутникового экологического мониторинга судовой нагрузки и загрязнений акватории. Эти сервисы стали частью цифровой платформы, разработанной ЦМИ МГУ по заказу «Росатома», и позволяют, например, распознавать плёночные загрязнения морской воды, которые можно увидеть на радиолокационных спутниковых снимках. Алгоритм сопоставляет траекторию движения топливного пятна с маршрутами прошедших судов и помогает обнаружить источник утечки топлива.
Учёные давно стремятся аккумулировать большое количество разных данных из разных источников, и подобные сервисы могут помочь эффективно контролировать любые изменения окружающей среды, предсказывать развитие ситуации и оперативно предотвращать экологические риски.
Совсем недавно, в конце ноября, завершился очередной этап полевых исследований. Специалистами ЦМИ МГУ было пройдено еще 50 комплексных станций на акватории СМП. Помимо этого, экологи впервые в осенне-предзимний сезон провели исследования на атомном лихтеровозе «Севморпуть», шедшем по маршруту из Санкт-Петербурга в Петропавловск-Камчатский и обратно. Основной фокус новой экспедиции был направлен на изучение морских млекопитающих. На лихтеровозе также был установлен автоматический термодатчик непрерывной записи, с его помощью велось наблюдение за термическими характеристиками Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей в течение более, чем 2 месяцев. Презентация новых уникальных данных после их тщательного изучения состоится в начале следующего года.

Корпорации «Росатом» дальше предстоит консолидировать усилия всех участников освоения Арктики и обеспечить оперативное взаимодействие органов власти, природопользователей и экспертного сообщества. Ключевым условием устойчивого развития судоходства по Северному морскому пути является его соответствие не только российским, но и международным экологическим стандартам и лучшим мировым природоохранным практикам. В связи с этим одной из приоритетных задач проекта экомониторинга является продолжение взаимодействия с международным экспертным сообществом с целью обмена опытом и будущей координации программы мониторинга.
В 2021 году была создана международная группа экспертов из ведущих российских и зарубежных научно-исследовательских институтов и организаций в сфере экологии. Лучшие специалисты по зоо- и фитопланктону, приморской растительности, птицам, морским млекопитающим и рыбам дали высокую оценку первому пилотному этапу мониторинга. Такая международная поддержка значима, так как для многих компаний очень чувствителен вопрос не только навигационной, но и экологической безопасности Севморпути. В 2022 году работа с экспертным сообществом продолжилась с привлечением специалистов из юго-восточных стран — Индии, Китая, Малайзии, Индонезии и других.

Следующим этапом проекта экомониторинга станет совместная с экспертным сообществом разработка методологии для каждого из направлений мониторинга. Группа экспертов под кураторством представителей ЦМИ МГУ прорабатывает Комплексную программу мониторинга окружающей среды и биоразнообразия на акватории СМП.

Все эти шаги в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать Северный морской путь эффективной и безопасной транспортной артерией, связывающей Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион.