Top.Mail.Ru
архив

«Зеленые» в «облаках»

 

аутсорсинг,  документооборот, дата-центрВ последнее время, особенно в момент кризиса, стала четко прослеживаться тенденция по переоценке приоритетов при выборе ДЦ-аутсорсера. «Если в 2007 – 2008 гг. рынок учился правильно сопоставлять стоимость услуг и их качество, то в 2009 – 2010 гг. сначала оценивалось качество услуги, готовность аутсорсера нести ответственность за возможные риски, обработанность процессов внутреннего и внешнего взаимодействия, а только потом его ценовая политика», – отмечает директор управления регионального развития Stack Group Сергей Зайцев. Когда клиент видит, что дата-центр готов решить его задачу на более высоком уровне отказоустойчивости, с существенным повышением защищенности размещаемых ресурсов, с гарантиями стабильности работы инженерных систем, он будет обсуждать финансовые условия и логистику. И в ряде случаев готов нести более высокие расходы, чем при решении IT-задач собственными силами, потому что он арендует не стойко-место и не квадратные метры фальшпола, а сбалансированный комплекс услуг, повышающих качество и конкурентоспособность его бизнеса. «Основываясь на опыте взаимодействия с клиентами Stack Data Network (SDN), могу сказать, что еще одним заметным трендом стал рост внимания к ДЦ-аутсорсингу со стороны компаний, традиционно предъявляющих повышенные требования к качеству, защищенности и спектру услуг дата-центров, – добавляет Сергей Зайцев. – Это в первую очередь банки и телекоммуникационные компании – их доля в составе клиентов SDN уже сегодня составляет 36 и 28% соответственно». Им интересны услуги по организации отказоустойчивых резервных хранилищ данных и офисов, соответствующих отраслевым рекомендациям, возможность резервирования компонентов инженерной инфраструктуры на уровне Tier III и Tier IV.

 

Сервер в туалете

На рынке ЦОД сегодня наблюдается несколько тенденций. Особенно заметны они стали после кризиса. «Раньше компания независимо от размера, вида деятельности, особенностей функционирования держала IT-инфраструктуру при себе. Невзирая на значительные капитальные затраты, оборудовалась собственная серверная комната и гордо называлась ЦОДом», – вспоминает руководитель направления центров обработки данных компании «КРОК» Руслан Заединов. Эксперт рассказывает, что за свою практику видел всякое: от вполне достойных помещений, переоборудованных под серверную, до совершенно абсурдных вариантов, когда для этих целей использовались бывшие санузлы или помещения странной геометрической формы, например подлестничные пространства. Сейчас рынок мини-серверных исчез, его просто нет. Что касается больших ЦОДов, то здесь происходит некоторая «сегрегация» заказчиков по целям. Кто-то, несмотря на все кризисные события и высокую волатильность на фондовом рынке, продолжает работать на повышение капитализации собственного бизнеса. Это в основном игроки, активно занимающиеся слияниями и поглощениями и заинтересованые в высоком собственном весе в сделке. Или, к примеру, стратегической целью компании является создание дорогого бизнеса, и она намеренно насыщает себя активами. «Такие игроки четко ориентированы на строительство собственных дата-центров. На рынке их немного, и они прекрасно известны», – поясняет Руслан Заединов.

Гораздо более многочисленный сегмент заказчиков нацелен на быстрый результат, существенное сокращение всех возможных расходов, повышение конкурентоспособности своего продукта на рынке, его доступности для потребителя. Эти компании стараются выводить свою IT-инфраструктуру на аутсорсинг, даже если она довольно большая. «Именно такими заказчиками заполнен наш аутсорсинговый ЦОД. Все капитальные затраты при этом ложатся на плечи провайдера», – рассказывает Руслан Заединов. И здесь возникает третий тип игроков рынка  – компании, которые строят аутсорсинговые ЦОДы. Больших строек в России на сегодняшний день немного. Это говорит о наличии очень тонкого баланса между возможностью провайдеров инвестировать в строительство ЦОДа и спросом на него, считает эксперт. Здесь немалую роль играет доверие заказчиков к провайдеру. Во многом из-за его отсутствия в период кризиса остановилось множество амбициозных проектов по строительству аутсорсинговых ЦОДов.
Если же говорить о том, на что именно обращают внимание клиенты в первую очередь, то, как отмечает менеджер по развитию ЦОД «HP Россия» Александр Зайцев, «по-прежнему ценится территориальная доступность». Вместе с тем для компаний, которым требуется место для резервного ЦОДа, это уже не столь важно. Учитывая тенденцию развития «облачных» систем, важность критерия месторасположения ЦОДа существенно снижается. «По большому счету потенциального потребителя IT-аутсорсинга не интересует, как именно будут достигнуты те параметры качества, на которые он рассчитывает. Для него важны конкретный результат, гарантии стабильности и эффективность перераспределения собственных ресурсов», – добавляет Александр Зайцев.

 

ТРЭШ-тесты

В условиях финансовой нестабильности на рынке появились и своего рода «антикризисные предложения» – трэш-дата-центры. «В случае использования трэш-дата-центра клиент получает минимальный набор инженерных систем, состоящий из негарантированного питания, каналов связи и собственно места со стойкой, – рассказывает директор департамента инженерных систем компании «Астерос» Алексей Карпов. – Охлаждение в этом случае пассивно и происходит за счет естественных процессов воздухообмена». Будущие заботы о модернизации и повышении эффективности дата-центра, как правило, ложатся на плечи самого клиента. Таким образом, заказчик получает минимум гарантий без возможности использовать дополнительные сервисы. Единственный плюс этого типа ЦОДа – низкая стоимость. «Говорить о безопасности и отказоустойчивости подобной модели не приходится: если и пользоваться таким вариантом, то только для расположения некритичных веб-ресурсов компании», – предупреждает Алексей Карпов. «Чтобы не страдать от относительно невысокого уровня надежности этих самых trash DC, клиент должен понимать, что с принятием этого условия ответственность за обеспечение требуемого уровня доступности приложений – это теперь практически полностью его ответственность, и соответственно необходимы программные решения для обеспечения этого уровня», – констатирует Александр Зайцев.

Между тем, как видно из мировой и российской практики, вопрос стабильности работы и защищенности данных, хранящихся в дата-центрах, непраздный не только для трэш-дата-центров, но и для вполне «цивилизованных» и крупных площадок. Мировые требования к устойчивости дата-центров закреплены в стандарте TIA/EIA-942. Он относится к инженерной инфраструктуре ЦОД и определяет 4 уровня его надежности. «Каждый, кто строит дата-центр, может использовать его как «взлетную карту». Выполнив все регламентированные требования, компания сама для себя устанавливает, что ее ЦОД соответствует уровню надежности Tier II или Tier III. Некоторые даже уверены, что у них Tier IV. Но в этом кроется некоторый самообман, потому что всех нюансов предусмотреть невозможно», – предупреждает Руслан Заединов. Сбои бывают у очень крупных операторов и в самых защищенных дата-центрах. «Не только в мировых, но и в большинстве российских дата-центров вопросы физической защиты IT от таких рисков, как огонь, затопление, проникновение коррозийных газов, электромагнитных излучений, защита от взрывов и падающих обломков, учтены слабо», – сетует Алексей Карпов. Такие решения есть на рынке, но они весьма дорогостоящие, и в момент принятия решения о создании ЦОДа именно они исключаются из общей концепции в первую очередь. «Без учета защищенности ЦОДа от физического воздействия говорить о соответствии общего решения мировым требованиям к устойчивости преждевременно. Многие заказчики уже пришли к понимаю того, что экономия на IT-оборудовании может оказаться затратным процессом в будущем, поэтому сейчас закупка дорогостоящих систем известных производителей – уже норма. Уверен, что в ближайшее время компании перестанут экономить и на решениях, связанных с защитой дорогих вычислительных комплексов», – резюмирует Алексей Карпов.

«Озеленение» ЦОД

Эксперты аналитической компании Gartner говорят о том, что в ближайшие 10 лет будут актуальны новые подходы к дизайну дата-центров, рост экологического сознания, тенденции к уплотнению и «облачные» вычисления. Эти тренды справедливы и для России, где рынок дата-центров только формируется. «Говоря о решении задач по «озеленению» дата-центров, нужно иметь в виду не столько рост экологического сознания владельцев площадок, сколько их интерес в повышении доходности бизнеса за счет снижения операционных расходов, – рассуждает Сергей Зайцев. – Не случайно в Америке сейчас очень популярно выражение green4green, где в первом случае имеются в виду экологичные технологии, а во втором – доллары». В России интерес к «озеленению» в большинстве случаев – наблюдательный. Однако есть и практические шаги. В частности, Stack Group в прошлом году осуществила комплекс мер, который позволил существенно повысить коэффициент энергоэффективности действующих площадок. Тенденцию подтверждает и Алексей Карпов: «Все большее количество наших заказчиков начали интересовать слова Green IT, Uptime Institute, PUE. Это говорит о формировании у клиента грамотного подхода к строительству отказоустойчивого ЦОДа, к пониманию будущей загрузки мощностей и возможности 100-процентного использования ресурсов дата-центра, построенного на альтернативных источниках энергии, использующего высокоскоростные каналы связи и включающего все необходимые системы физической защиты с учетом российских стандартов сертификации и с беспрецедентным коэффициентом PUE». При этом Александр Зайцев обращает внимание на принципиально новый продукт – «ЦОД из коробки». В HP этот продукт называют «Бабочка»: модульная конструкция из быстровозводимых компонетов с высокоэффективными системами энерго- и холодоснабжения, смонтированными в стандартных контейнерах, позволяющая фактически на ровном месте очень быстро (в сравнении с обычными зданиями из кирпича и бетона) получить ЦОД с очень низким PUE, призванным снизить операционные издержки. Еще одна тенденция – полный отказ от активного охлаждения и применение технологии фрикулинга, что значительно экономит расходы на энергообеспечение и капитальные затраты на систему кондиционирования. Благо современное оборудование допускает более широкие диапазоны колебания температуры и влажности в помещении ЦОДа. Дизельные динамические источники бесперебойного питания  – новшество в части энергоснабжения. Все эти технологии постепенно появляются в российских ЦОДах.

 

Сергей Зайцев, директор управления регионального развития Stack Group:

«При выборе оператора ДЦ-услуг необходимо понимать, во-первых, то, насколько он готов соответствовать вашим требованиям к качеству и спектру предоставляемых сервисов, во-вторых, какие гарантии соблюдения заявленного качества он готов предъявить, в-третьих, каким опытом и репутацией обладает, насколько квалифицированным персоналом располагает. Плюсом в пользу аутсорсера будет наличие сертификата ISO 9001:2008, а также внутреннего реестра моделей рисков и угроз, регламентов реагирования на нештатную ситуацию. Важно также, чтобы взаимные обязательства и ожидания клиента и аутсорсера были документально оформлены и зафиксированы в SLA, хорошо понятном обеим сторонам. Этот документ должен содержать точный перечень услуг, необходимых клиенту; измеряемые параметры оценки качества выполнения работ; сведения о порядке мониторинга этих параметров и предоставления статистической отчетности».

 

Алексей Карпов, директор департамента инженерных систем компании «Астерос»:

«Основным критерием при выборе подрядчика для строительства ЦОД, несомненно, служит опыт реализации проектов, сравнимых по сложности и масштабу, – своего рода «послужной список» компании, позволяющий судить о глубине понимания задач и готовности решать их в рамках выделенных сроков, бюджетов и с заданным качеством.

Второй важный момент – мультивендорность подрядчика. Он должен уметь работать с продуктами и технологиями ведущих мировых вендоров, чтобы предложить заказчику передовые решения, подобрать оптимальное сочетание различных компонентов инженерных систем, IT-инфраструктуры, средств безопасности. Необходимые компетенции подтверждаются российскими или международными сертификатами, лицензиями на выполнение работ. Как правило, у крупных интеграторов все это присутствует.

Но главный актив IT-компании – это люди, квалифицированные специалисты. Некачественная проектная документация, разработанная на этапе консалтинга, может стать причиной значительного увеличения стоимости проекта, если в ней не учтены важные нюансы, которые проявятся на этапе реализации.

Если подрядчик видит себя лишь в роли посредника между заказчиком и внешними исполнителями-субподрядчиками, если у него нет собственного центра компетенции управления проектами, штата подготовленных IT-специалистов, ресурсов для аудита и сертификации ЦОД, то заказчик рискует получить в результате «винегрет» разносортных и плохо интегрированных работ».

 

Александр Зайцев, менеджер по развитию ЦОД «HP Россия»:

«Подразделение HP Critical Facilities Services предлагает клиентам полный спектр услуг в области архитектурного, структурного и инженерного проектирования. Специалисты HP оказывают консультации по вопросам выбора места под строительство, проводят анализ стоимости владения и оценку энергоэффективности будущего ЦОДа. Компания HP располагает большим опытом как строительства помещений с нуля, так и «достройки» различных объектов, что позволяет ей обеспечивать высокую эффективность проектирования и создания центров обработки данных. Общая площадь ЦОД, уже спроектированных специалистами HP, превышает 5 млн кв. м. «HP Россия» является членом двух саморегулирующихся строительных организаций, что дает возможность HP оказывать своим клиентам целый комплекс услуг, связанных с проектированием и строительством самых современных центров обработки данных на территории Российской Федерации».


Еще по теме