Top.Mail.Ru
архив

«Зеленый» автомобиль Негра

Изобретатель Гай Негр решил перевернуть мир. Он создал двигатель для автомобиля, работающий на сжатом воздухе. Экологически чистые автомобили производства компании Motor Development International уже предлагаются покупателям. Однако шансов пробиться на мировой рынок у компании немного – автогиганты не поддерживают идею Негра.

 

Изобретатель уверяет, что выбросы его автомобиля не опаснее углекислого газа, выделяемого при дыхании человека, а двигатель можно смазывать растительным маслом. Мотор, придуманный Негром, состоит из двух камер. В одной воздух сжимается и разогревается, затем он выталкивается в другую камеру, куда под давлением подается холодный воздух и, смешиваясь с горячим, увеличивая свой объем, приводит в движение поршень. Тот, в свою очередь, передает рабочее усилие на коленчатый вал. По словам Негра, двигатель работает исключительно на сжатом воздухе – без каких бы то ни было добавок традиционного топлива. Под днищем автомобиля находятся резервуары для воздуха.

 

Городской кот

Зарегистрированная в Люксембурге компания Motor Development International (MDI) в третьем квартале 2002 года начала серийный выпуск автомобилей, оборудованных двигателем на сжатом воздухе. «Новый автомобиль называется CityCAT (Аббревиатура CAT означает Compressed Air Technology. - Прим «Ко»).

Максимальная скорость автомобиля - 130 км/час. Машина весит 700 кг. Без дозаправки автомобиль может проехать около 200 км», – сообщил «Ко» управляющий вице-президент MDI Шива Венкэт. MDI начала производство нескольких модификаций машины на одном шасси: минивэн, такси, грузовой пикап и семейный автомобиль. Цены на новые автомобили колеблются от $11 500 до $14 500.

При выводе своих автомобилей на рынок MDI намерена обращаться к экологическому сознанию потребителей. Сегодня во всем мире эксплуатируется 745 млн автомобилей. Эксперты ожидают, что в 2020 году по планете будет ездить 1 млрд автомашин. Автомобильный транспорт наносит огромный вред окружающей среде. Осознавшие опасность страны Европы принимают меры по защите своего воздушного бассейна – запрещают транзит грузового автотранспорта через свою территорию, поощряют сбыт автомобилей старше 5 лет за границу (перемещая тем самым проблему в страны третьего мира), ужесточают технико-экологические требования к автомобилям, объявляют центры городов пешеходными зонами…

Однако все это – полумеры. Негр предлагает решить проблему кардинальным способом.

 

Дедовщина

Автомобильные гиганты новую разработку бойкотировали – никто из них не рискнул сотрудничать с MDI. Производители автомобилей не спешат в ближайшем будущем отказываться от бензиновых двигателей, хотя в перспективе переход на новые технологии не исключают. Под давлением «зеленых» настроений в обществе сначала Volkswagen, а затем и Ford с конца 1970-х занимались созданием «воздушных» двигателей, но безуспешно. Разработки Volkswagen и Ford оказались не настолько удачными, чтобы заменить собой бензиновый двигатель. Кроме того, производители автомобилей начали разработку водородных и электрических двигателей. Например, у Toyota уже есть опытный образец «водородного» автомобиля.

Идти на сотрудничество с «выскочкой» Негром автомобильные компании не хотят, поскольку такое сотрудничество пусть косвенно, но все же ставит под сомнение их профессиональную честь. Негру удалось сделать то, чего не смогли добиться огромные заводские лаборатории, принадлежащие автомобильным концернам.

Между тем в истории автомобилестроения есть случай, когда производитель сокрушался о сделанном выборе. Соичиро Хонда однажды пожалел о том, что Honda выиграла в 1966 году этап «Формулы-1» в Мексике: «Проиграй мы тогда, у нашего двигателя было бы не водяное охлаждение, а воздушное. И тогда Civic появился бы гораздо раньше». (См. «Ко» № 39 от 27 октября 1998 года.)

Не придется ли нынешним руководителям автоконцернов в будущем публично сожалеть о своем консерватизме, покажет время. Пока позиция крупных компаний формулируется просто – мы-де сами с усами. После презентации CityCAT в Австралии в сентябре этого года представитель Ford заявил, что «компания решила сконцентрировать свои ресурсы на других перспективных технологиях. Ford считает, что есть будущее у водородного двигателя и у гибрида, сочетающего традиционный бензиновый двигатель с электромотором».

В «РусПромАвто» (владеет группой автомобильных заводов, в том числе ГАЗом) корреспонденту «Ко» сообщили, что автомобили с альтернативными двигателями в перспективе могут появиться и в России. «Будут ли эти двигатели водородными, воздушными, электрическими или, быть может, спиртовыми – сейчас неизвестно, – говорит начальник управления общественных связей «РусПромАвто» Александр Савельев. – Пока в производстве только один тип небензинового двигателя – дизельный. Но техническая мысль не стоит на месте, и в скором времени автомобильная промышленность может освоить альтернативные варианты двигателя. В том числе и тот, над которым работает люксембургская компания».

 

Если будем живы

Топливные компании идею Негра всерьез не воспринимают. Например, пресс-секретарь ТНК Владимир Бобылев считает, что CityCAT «в обозримом ближайшем будущем едва ли появится в России. Отсутствие в стране специального сервиса отвадит автолюбителей от приобретения новой машины».

Менеджеры MDI понимают, что для продвижения нового автомобиля на рынок необходимо развернуть сеть воздухозаправочных станций. Компания уже разработала проект заправочной станции, способной наполнять 300-литровые баллоны автомобиля за 3 минуты. Сейчас MDI ведет переговоры с инвесторами и возможными партнерами.

Владимир Бобылев не исключает, что топливные компании могут в перспективе освоить параллельный бизнес и установить на АЗС автоматы для заправки воздухом: «Вопрос относительно обслуживания «воздушных» автомобилей можно будет рассмотреть, когда такие машины появятся на отечественном рынке. Если мы к тому времени будем живы, конечно».

Тем временем в России под эгидой «Газпрома» разработана концепция перевода автотранспорта на природный газ. Проект концепции обсуждался 3 сентября 2002 года на заседании комиссии по использованию природного газа при правительстве РФ. В соответствии с концепцией к 2020 году парк российских автомобилей, работающих на природном газе, должен составить 1 млн машин, а сеть заправочных станций будет насчитывать более 1000 пунктов. В результате выбросы вредных веществ в атмосферу снизятся к 2020 году на 1,2 млн тонн.

В Европе парк газифицированных авто уже сегодня исчисляется сотнями тысяч. Серийный выпуск газомобилей наладили BMW и FIAT. Во всех странах ЕС владельцы газомобилей пользуются налоговыми льготами.

Еще по теме