Земли чрезвычайного назначения
Сам Сергей Шойгу считает, что такие меры позволят сократить количество махинаций с землями сельхозназначения. По его словам, многие собственники сначала обещают использовать земли по назначению, затем несколько лет их не используют и впоследствии переводят их в категорию земель для жилищного строительства, продавая участки в несколько раз дороже. Заместитель председателя правительства Московской области Дмитрий Куракин подсчитал, что государственная пошлина может равняться 35 000 руб. за "сотку". Опрошенные "Ко" эксперты полагают, что доходы только от этой инициативы подмосковного правительства могут составить до 3 млрд руб. в год. Еще не менее 1 млрд руб. способен принести областной казне другой замысел регионального руководства. Оно предлагает в десять раз увеличить налог на земельные участки, которые оформлены как земли сельхозназначения, но фактически не используются. Напомним, что сейчас ставка составляет 0,3% от кадастровой стоимости, ее планируется поднять до 3%. Причем господин Куракин предлагает масштабировать идею не только на Подмосковье, но и на всю Россию. Третья инициатива - приостановить продажу федеральных земель на территории Подмосковья и рассмотреть возможность передачи их в собственность Московской области. "Он хочет изменить устоявшийся порядок практически коррупционного перевода земель из одного назначения в другое, - комментирует инициативы правительства Московской области председатель коллегии адвокатов "Вашъ юридический поверенный" Константин Трапаидзе. - На сегодняшний день невозможно определить точную стоимость этой процедуры, так как она включает, помимо согласия местных органов власти, целый ряд других согласований". И если собственник или девелопер ввязывается в эту процедуру, он не может знать, во сколько на выходе она ему обойдется. При этом каждый из чиновников, имеющих отношение к переводу, на своем уровне может его тормозить или вообще блокировать, а следовательно, вымогать у собственника или заинтересованного лица любые суммы, понимая, что человек уже ввязался в процесс, затратил достаточно большие средства и вынужден будет, так или иначе, искать "общий язык". Однако, даже соглашаясь на подобные условия, заинтересованные лица юридически не защищены, довольно часто они нарываются на банальное мошенничество, когда чиновники или посредники берут мзду, но не выполняют своих обязательств. Поэтому инициатива Шойгу в первую очередь выводит эту процедуру из тени и фактически предоставляет юридические гарантии под официальный платеж. "Существует большое количество собственников земельных участков, которые, имея в распоряжении земли сельскохозяйственного назначения, не используют их по назначению, планируя в будущем перепродажу девелоперам и иным заинтересованным лицам. Инициатива нового губернатора прямо и косвенно поможет наладить контроль над этими участками и вывести их из тени", - резюмирует Константин Трапаидзе.
Анна Мишутина, аналитик ИК "ФИНАМ":
"Не думаю, что подобные инициативы действительно могут быть в ближайшее время эффективно реализованы. Для повышения фискальной нагрузки на владельцев заброшенных участков сейчас просто нет необходимой нормативной базы, поэтому такие меры потребуют значительных изменений в законодательстве.
Кроме того, этот проект подразумевает широкое администрирование - постоянный контроль и мониторинг очень большого количества объектов, для чего может просто не хватить ресурсов.
Что касается введения платы за перевод земель, то такая инициатива также потребует, во-первых, законодательных изменений, во-вторых, вряд ли будет эффективна, так как на сегодняшний день большая часть ликвидного фонда, подходящего для малоэтажного жилищного строительства региона, уже, собственно, переведена в ИЖС".
Николай Солабуто, директор по управлению активами Инвестиционной компании "Трейд-Портал":
"Шойгу сейчас необходимо наполнять бюджет, и он это делает в авральном режиме. Полагаем, что работает принцип "все способы хороши". Дальше нужно перевести уплату подоходного налога по месту жительства, а не по месту работы, как есть сейчас. Развитие промпроизводства в области на базе выводимых из Москвы предприятий тоже даст возможность наполнить бюджет. Повышение будет незначительным, и платы не за землю в отношении стоимости участка - мизерными. Сейчас главное - это удаленность от Москвы. И чем дальше, тем значительней пошлины влияют на стоимость земли. Но такие дешевые земли, для которых это было бы актуально, уже не относятся к Московской области. Это существенно не повлияет на наполняемость бюджета Московской области, но создаст хоть какой-то базис, с которым уже можно работать дальше".
Олег Душин, старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент":
"По оценкам, ежегодно (при Громове) в Московской области под строительство отдавалось 3000 - 3500 га сельскохозяйственной земли. При этом до 75% сделок по переводу земель в Московской области готовится с нарушениями. Это притом что в январе 2005 г. вступил в силу федеральный Закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", который допускал перевод сельскохозяйственных земель лишь в том случае, если они признавались непригодными для дальнейшего "профильного" использования. Московская область занимает территорию в 4 579 900 га, из которых к 2007 г. 1 743 800 га являлись землями сельскохозяйственного назначения, к 2011 г. земель таких оказалось 1 730 600 га, то есть за пять лет исчезло из оборота 13 200 га, или 0,76%. При этом площадь населенных пунктов при растущем населении составляет 665 300 га".