Top.Mail.Ru
рынки

Земля, кадры и дистрибуция

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ / Legion-Media

Виноделы, которые принимают участие в дискуссиях на тематической площадке «ВиноГрад» на ПМЭФ-2023, рассказали корреспондентам «Компании» о главных вызовах, стоящих перед отраслью. 

Одно из основных препятствий — зарегулированность алкогольной отрасли. Деятельность виноделов в области лицензирования определяют два федеральных закона: 468-ФЗ и 171-ФЗ. «Разобраться, например, в том, как правильно делать лейблы, если у тебя нет штата из 10 юристов, практически невозможно», — подчеркивает владелец винодельческого хозяйство Le K2 Кира Ефимова.

Еще один вызов, по ее словам, — дороговизна оборудования, которое не могут позволить себе малые виноделы, а именно за их счет и идет сегодня главный прирост числа игроков рынка.

«Проблема в том, что для каждого из крестьянско-фермерских хозяйств должна быть своя линия розлива, цена на которую доходит до 100 тыс. евро. Нам необходимо по аналогии с Францией и Италией развивать практику мобильных линий розлива, которыми пользуются даже винодельни уровня Grand Crew: нет смысла вкладываться в покупку оборудования, если оно нужно два раза в год. Мы хотели бы предложить правительству совместно с ЕГАИС проработать этот вопрос, что дало бы настоящий толчок российскому виноделию», — отмечает Кира Ефимова.

Кроме того, владельцы виноградников зачастую страдают от дефицита инфраструктуры. «У многих участки расположены, как у меня, в горах. До ближайшего села — 2 км: сама дорогу сделай, сама электричество проведи... Это огромнейшие капитальные затраты», — говорит Ефимова.

Государство пытается помогать, это отмечают все игроки рынка, но иногда процесс получения компенсаций очень непрост. А в ряде случаев нет компетентных специалистов и в надзорных ведомствах, которые могли бы качественно проконсультировать. По мнению винодела Рустама Акиниязова, предпринимателям нужна служба одного окна и цифровые сервисы. «Если винодел в регионе имеет право на какие-нибудь компенсации, важно, чтобы ему помогли их получить; помогли наладить работу с ЕГАИС. В противном случае ты теряешь время, протаптывая дорожку самостоятельно», — считает Рустам Акиниязов.

Многие владельцы виноделен, в том числе создатель Bakla Vines Виктор Процко, к числу главных проблем относят земельный вопрос. 

«Мы инвестировали в проект больше 50 млн рублей, но не имеем легальной возможности построить на своей земле винодельню, ресторан или гостиницу: статус сельхозземли запрещает. Региональные власти обещают решить эту проблему, но этим обещаниям уже скоро 100 лет в обед», — говорит Виктор Процко. Для крымских виноделов ситуация осложняется отсутствием в Крыму туристического потока, что напрямую влияет на продажи местной винной продукции.

Игроки молодой, по глобальным винным меркам, отрасли сталкиваются с проблемами с препаратами для защиты растений, с саженцами. Но главное, по мнению создателя винодельческого проекта WINEMAFIA Аарона Коффманна, — это сбыт продукции.

«В нашей Винной деревне 18 виноделов, и только трое или четверо из них поставляют вино на рынок. Остальные не могут зайти в сети и даже винные бутики, поскольку производят малое количество продукции. Можно приложить максимум усилий и средств и получить через пять лет 3, 10 палет винных бутылок или целую фуру (!), но куда его девать?» — задает он важный для немассового производителя вопрос.

Также в 2023 году обострилась кадровая проблема. На небольших винодельнях работают преимущественно временные приезжие сотрудники, сегодня сами владельцы вынуждены выходить в поле, так как людей не хватает.

С тем, что даже для средних виноделов основная проблема — не произвести качественное вино, а продать его, согласен и владелец крымской винодельни Domaine de la Vivandiere Патрис ле Лан.

«Мой двоюродный брат — винодел в Бургундии. Он напрямую может договориться с владельцами местных магазинов о поставках на полку и будет знать, что на его продукцию будет установлена оптимальная наценка. В России в сегменте немассового вина попасть на прилавок очень сложно, и цена на бутылку в магазине может доходить до 3 тысяч рублей при отпускной в 900 рублей. Это справедливо вызывает вопрос у потребителя, почему российские вина стоят так дорого», — говорит Патрис ле Лан.

Решить проблему, как качественному немассовому вину дойти до потребителя, должна отрасль совместно с государством.