Землю – крестьянам?
Борис Вольпе, исполнительный директор компании SAP в странах СНГ:
«Механизм продажи земли должен быть максимально прозрачным и понятным участникам рынка. Оптимальный вариант – проведение открытых аукционов. Таким образом, автоматически снимаются вопросы о непрозрачности сделки. На случай нецелевого использования участка следует предусмотреть возможность аннулирования результатов аукциона. Это поможет избежать формирования «вторичного» спекулятивного рынка».
Станислав Графов, председатель правления Эконацбанка:
«Столичная земля сегодня – крайне привлекательный для инвестиций актив. Если государство не может само этим активом эффективно распорядиться, его лучше отдать в частные руки. Другое дело, как определить справедливую цену. Мне кажется, для этого надо организовать открытый аукцион, начальная стоимость на котором будет соответствовать рыночной цене участка. И никаких преференций».
Александр Долматов, исполнительный директор дистрибуторского центра «Тайпит»:
«Продавать землю необходимо с открытых аукционов. Если мы, конечно, говорим не о приватизации земли под объектами, жизненно важными для города, – в этом случае допустимы исключения. Но все такого рода исключения должны быть серьезно обоснованы – во избежание махинаций».
Александр Калинин, президент «Национальной компьютерной корпорации»:
«Действительно странно, что существует кадастровая стоимость земли и реальная, так же, как и в сегменте жилья – есть стоимость по справке БТИ и рыночная. Разница между этими ценами, сами понимаете, огромная. Хочется верить, что нынешнее решение Росимущества поможет со временем сделать торговлю землей более цивилизованной».
Роман Рыжков, начальник отдела загородной недвижимости ГК «Вашъ финансовый попечитель»:
«Процедура продажи земли должна быть гласной, понятной, легитимной во всех отношениях. Поэтому контроль над всеми сделками с землей, безусловно, должно осуществлять государство».
Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза:
«Москва как столица и крупный мегаполис всегда стояла особняком, и земля здесь по объективным причинам стоила дороже. Вместе с этим существует федеральный закон, в соответствии с которым продажа земли должна происходить на конкурсной основе. В ином случае стоимость участка, например под АЗС, может оказаться дороже, чем строительство самой заправки».