Top.Mail.Ru
архив

Землю рыть

В мире есть бесчисленное множество каналов, но только два из них существенно сокращают путь между континентами и потому имеют неоспоримое значение - Суэцкий и Панамский.

история бизнеса, история успеха, де Лессепса
Их строительство связано с именем французского дворянина, дипломата, политика и предпринимателя Фердинанда де Лессепса. Возглавляя обе эти стройки, он добился триумфа в Суэце, но в Панаме приобрел славу, по одной версии, не совсем честного бизнесмена, а по другой - жертвы собственных ошибок.

Фердинанд Мари виконт де Лессепс происходил из семьи потомственных аристократов. Род был известен еще с XIV века, причем большинство мужчин служили государству по дипломатической части. Будущий строитель каналов родился в Версале 19 ноября 1805 г. и по окончании Лицея Генриха IV в двадцатилетнем возрасте продолжил дело предков, приступив к дипломатической работе в чине ассистента вице-консула в Лиссабоне. В 1832 г. он получил повышение: его назначили вице-консулом в Египет. Пожив какое-то время в Стране пирамид, Фердинанд впервые задумался о создании искусственной водной артерии, которая пересекла бы Суэцкий перешеек и, таким образом, создала кратчайший путь из Средиземного моря в Индийский океан. На самом деле в античные времена существовал канал, прорытый египтянами от Нила к Красному морю, но столетия войн привели к его запустению и прекращению эксплуатации.

Вращаясь по работе в высших эшелонах власти Египта, Фердинанд де Лессепс понемногу продвигал идею канала, заводя при этом нужные знакомства. Особенно он преуспел, подружившись с младшим сыном египетского правителя Мухаммедом Саидом. В 1837 г. де Лессепса отозвали из Египта, и 12 лет он мотался по свету, занимая различные дипломатические посты и даже ведя мирные переговоры от лица французского правительства с вождем итальянского сопротивления Джузеппе Гарибальди.


Искусство договариваться

Новые перспективы открылись в 1854 г., когда власть в Стране пирамид перешла к старому другу виконта - Мухаммеду Саиду, к имени которого теперь следовало добавлять почтительный титул "паша". 7 ноября 1854 г. Фердинанд прибыл в Египет, где был настолько тепло встречен новым правителем, что через 23 дня непрерывных празднеств по случаю воссоединения приятелей получил от Саида-паши документ, о котором не могли помыслить и более высокопоставленные гости - концессию на создание канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Однако еще нужно было договориться с правительствами Франции и Турции, имевшими в регионе свои геополитические интересы, уломать власти Великобритании, видевшие в проекте посягательство на собственные колониальные завоевания, и, наконец, найти деньги на стройку.

Первым в 1855 г. согласие на прокладку канала дал турецкий султан, а далее четыре года ушло у Лессепса на, как сейчас сказали бы, лоббирование и PR проекта. Тут ему весьма пригодились ораторские и полемические навыки, полученные на дипломатическом поприще. В результате информационная борьба с Великобританией свелась к ничьей: финансирование оттуда так и не было получено, но и яростное противодействие из государственных кабинетов перешло лишь на страницы газет. Что касается поддержки от Франции, то тут неожиданно помогли родственные связи: императрица Евгения, жена тогдашнего императора Наполеона III, имевшая немалое влияние на мужа, приходилась Фердинанду двоюродной племянницей по материнской линии.

В 1859 г. де Лессепс основал Всеобщую компанию Суэцкого морского канала, получившую право постройки и эксплуатации водного сооружения сроком на 99 лет. Она не подлежала налогообложению в течение десяти лет, и даже по прошествии этого срока налоги были весьма гуманными по тем временам. Согласно учредительным документам, египетское правительство получило 44% всех акций, Франция - 53% и еще 3% приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось примерно 74% прибыли, Египту - 15%, основателям дела - 10%. Первоначальный капитал составил 200 млн франков, разделенных на 400 000 акций, поступивших по настоянию Лессепса в открытую продажу.

Эта ситуация любопытна тем, что негативные отзывы о проекте в английской прессе вызвали ажиотажный спрос на акции у среднего класса и мелких инвесторов во Франции. В некоторых странах вопреки официальному запрету бумаги продавались подпольно, а большую часть египетской доли акций выкупил лично Саид-паша.

Был утвержден технический проект будущего канала, согласно которому, он должен был стать бесшлюзовым и, начавшись у города Суэц, протянуться прямо на север, затем повернуть на северо-запад к высохшим Горьким озерам, далее пройти через озеро Тимсах, порог Эль-Гиср, озеро Биллах, восточную часть Мензалеха и соединиться у Пелузы с Красным морем. Общая длина предполагалась 150 км, ширина по водной поверхности - 100 м, глубина - 6,5 м. Выемка земли для строительства канала, по расчетам, составляла 74 млн куб. м.


Пустыня, смерть и опера

Торжественное открытие стройки состоялось 25 апреля 1859 г. на побережье Средиземного моря. Одновременно в этом же месте был основан город Порт-Саид. Строительство осуществлялось жителями Египта и окрестных стран в основном вручную. Трудности были огромными. Армия рабочих насчитывала в разные годы от 20 000 до 40 000 человек, но смертность среди них от эпидемий холеры, обезвоживания, антисанитарии и других причин была крайне высока. В условиях пустынного климата остро стояла проблема снабжения людей питьевой водой. Поначалу для ее доставки использовали верблюдов (стадо насчитывало до 1600 голов), и лишь к 1863 г. был закончен небольшой дополнительный канал, берущий начало в Ниле и предназначенный исключительно для водоснабжения стройки. Начального капитала не хватило, и Фердинанд де Лессепс был вынужден сделать дополнительный заем на более чем 160 млн франков.

Вместо шести намеченных лет строительство затянулось почти на одиннадцать. Канал достроили лишь в 1869 г., однако его размеры по сравнению с первоначальным планом получились несколько большими, кроме того, из-за перепада высот Суэцкий канал получил небольшое внутреннее течение, которое должно было препятствовать его засорению.

Торжественное открытие состоялось 17 ноября 1869 г. и сопровождалось невиданным для Египта празднеством. Впервые в страну прибыли императрица Франции Евгения, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства, а также принцы Голландии и Пруссии. К церемонии открытия было даже заказано специальное музыкальное произведение, но Джузеппе Верди не успел закончить оперу "Аида" в срок (ее премьера состоялась чуть позже), поэтому высокие гости вынуждены были ограничиться роскошным балом. Общая стоимость канала к моменту открытия составила около 430 млн франков, и первые годы эксплуатации он приносил его владельцам лишь убытки. На самоокупаемость предприятие вышло в 1874 г., к этому времени долю акций канала, принадлежащих Египту, выкупила Великобритания, некогда главный противник создания искусственной водной артерии.


Панамский провал

На волне триумфа от постройки Суэцкого канала Фердинанд де Лессепс, несмотря на уже весьма почтенный возраст, стал задумываться о других амбициозных постройках. Сначала это была железная дорога, проходящая вдоль всего Евразийского континента (во время подготовки проекта Лессепс посетил, в частности, и Россию), но с середины 70-х годов XIX века им овладела идея пересечь каналом Панамский перешеек, сократив тем самым путь из Атлантического океана в Тихий. Аналогичные проекты разрабатывались и в США, но в 1878 г. благодаря стараниям виконта концессию от Колумбии (ей тогда принадлежали эти территории) на прокладку и эксплуатацию канала сроком на 99 лет получила Франция.

По аналогии с Суэцким проектом в 1880 г. была создана Всеобщая компания Панамского межокеанского канала под председательством 74-летнего де Лессепса, выпустившая 600 000 акций по 500 франков. Бумаги распространялись по подписке, причем акционер должен был внести четверть стоимости акций, а остальные деньги компания собиралась истребовать по мере надобности. На волне успеха предыдущего мероприятия недостатка в подписчиках компания не испытывала. В том же году состоялось и открытие строительства, носившее, однако, символический характер, так как настоящие работы стартовали только через год.

С началом работ стали выявляться ошибки и просчеты в техническом проекте канала. Климатические условия местности и тропические болезни не добавляли здоровья рабочим. По некоторым данным, на первом этапе стройки от малярии и желтой лихорадки умерли свыше 20 000 человек. Скальные породы на месте строительства разительно отличались от песчаных почв Египта. Бурные реки, сезоны дождей обусловливали необходимость шлюзов. В 1887 г. Фердинанд де Лессепс решил отказаться от идеи бесшлюзового канала и пригласил для модернизации проекта известного инженера, создателя символа Парижа Гюстава Эйфеля, который тоже не смог справиться с поставленной задачей. Кроме того, сумма затрат на постройку многократно превысила запланированную, и для получения дополнительного финансирования, помимо многочисленных дополнительных займов, Фердинанду де Лессепсу приходилось заниматься не совсем честными операциями, включая подкуп французских, а также колумбийских чиновников и депутатов. В 1886 г., после массированной и хорошо проплаченной рекламной кампании в прессе, был сделан выигрышный заем у населения Колумбии под гарантии правительства этой страны, полученные путем подкупа и уговоров, на сумму 600 млн франков. Призовой фонд этого займа должен был составить 720 млн, однако вкладчики своих денег так и не увидели.

К 1888 г. было выполнено около трети всех работ при затратах, эквивалентных $300 млн по тогдашнему курсу. Больше денег взять было неоткуда, и в 1889 г. Всеобщая компания Панамского межокеанского канала объявила о банкротстве. Пострадали более 700 000 акционеров, прошел суд, итогом которого стало пятилетнее тюремное заключение Фердинанда де Лессепса. Впрочем, в связи с преклонным возрастом обвиняемого исполнение приговора отменили. После столь печального развития событий инициатива перешла к властям США. Однако с мертвой точки дело удалось сдвинуть лишь в 1903 г., когда Панама объявила себя независимым государством (ранее это была часть Колумбии). Канал, построенный при поддержке и непосредственном кураторстве правительства США, был открыт 12 июня 1920 г. Эта стройка облегчила казну Соединенных Штатов, только по официальным данным, еще на $400 млн.


Интервенция

До 1956 г. судоходство по Суэцкому каналу контролировала Великобритания. Но в 1956 г. действующий тогда президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэца. Это повлекло за собой вторжение в регион войск Великобритании, Франции и Израиля, в результате чего судоходства не было почти год. Конфликт был прекращен под давлением СССР, поддерживавшего египетскую сторону и поставлявшего ей вооружения, и США, лишившихся в связи с войной короткого пути доставки нефти. После того как 2 ноября 1956 г. чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН потребовала прекратить военные действия, конфликт был погашен.

Миротворческие силы ООН расчистили канал, оставшийся под контролем Египта, от затонувших судов и морских мин, однако еще дважды, в 1967 г. и 1973 г., он оказывался в центре военных столкновений.

В 1981 г. под каналом, в районе города Суэц, был построен автомобильный туннель. С 1998 г. через канал перекинули и линию электропередачи, стоящую на опорах высотой 221 м на расстоянии более 150 м друг от друга. С 2001 г. над каналом функционирует один из самых высоких в мире вантовых мостов - мост им. Хосни Мубарака. Также там расположен самый большой в мире железнодорожный поворотный мост с длиной секций 340 м. Что касается экономической составляющей, то детище виконта де Лессепса на данный момент - один из основных источников дохода Египта. Пропуская в год 15 000-20 000 судов, он приносит казне свыше $5 млрд ежегодно, и это не считая денег туристов, пожелавших осмотреть его как достопримечательность.


Еще по теме