Зеркальный калым
Несмотря на то что представители ЮКОСа и «Сибнефти» пока придерживаются весьма миролюбивого тона в своих заявлениях о прекращении сделки по слиянию, различия в позициях компаний дают серьезные основания полагать, что развод вряд ли удастся провести «чинно и благородно». От имени ЮКОСа с соответствующим заявлением выступил заместитель председателя правления компании Юрий Бейлин. Именно ему поручено отстаивать интересы ЮКОСа на переговорах с бывшими основными акционерами «Сибнефти» из Millhouse. По словам Бейлина, у его компании нет принципиальных возражений против инициированного бывшими партнерами развода. Более того, ЮКОС пока не собирается предъявлять претензий «Сибнефти» и требовать неустойки в $1 млрд за срыв сделки по слиянию. По версии Бейлина, для развода компаний может быть заключена «зеркальная» сделка, в результате которой бывшие партнеры получат назад свои прежние активы. На практике это означает обратный обмен 72% акций «Сибнефти» на 26% бумаг ЮКОСа и продажу ЮКОСом находящихся у него на балансе еще 20% акций «Сибнефти».
Впрочем, эти «мягкие» условия развода целиком зависят от признания Millhouse следующих фактов, являющихся очевидными для ЮКОСа. Во-первых, руководство ЮКОСа считает сделку по слиянию с «Сибнефтью» завершенной, а бывшую компанию Романа Абрамовича не более чем «дочкой». Во-вторых, поскольку речь идет не о расторжении сделки, а о новой продаже, все процедуры, предусмотренные слиянием, должны идти строго по плану. В частности, с 1 января 2004 года «Сибнефть» переходит под оперативное управление ЮКОСа, а с октября объединяются их балансы.
Представители «Сибнефти» с такой постановкой вопроса в принципе не согласны. По словам начальника департамента «Сибнефти» по связям с общественностью Алексея Фирсова, после Нового года «Сибнефть» и ЮКОС продолжат функционировать как две отдельные компании, а ЮКОС не будет участвовать в принятии решений, касающихся бизнес-процессов или финансовых потоков «Сибнефти». Вероятно, в ЮКОСе догадывались, что их настойчивость в следовании букве контракта будет без восторга встречена в «Сибнефти». Именно этим наверняка обусловлены и заявления о возможных санкциях в том случае, если «Сибнефть» попробует блокировать переход оперативного контроля к ЮКОСу. К числу таких заявлений можно отнести слова председателя совета директоров ЮКОСа Семена Кукеса о том, что за 20% акций «Сибнефти» должно быть заплачено свыше $3 млрд, поскольку «ЮКОС не выдает беспроцентные кредиты».
Кроме того, Леонид Невзлин* в интервью Financial Times сообщил, что ЮКОС, возможно, предъявит «Сибнефти» претензии еще на один или два миллиарда долларов, которые бы компенсировали снижение рыночной стоимости акций ЮКОСа, произошедшее после инициированного «Сибнефтью» прекращения слияния.
Очевидно, что заявления первых лиц ЮКОСа не остались без внимания в «Сибнефти». На легкий и быстрый развод там также не рассчитывают. В конце прошлой недели стало известно, что Millhouse назначил своим советником по расторжению сделки компанию Citigroup. Напомним, что эта компания была финансовым консультантом Millhouse и в ходе заключения соглашения о слиянии с «Сибнефтью». Впрочем, пока Михаил Ходорковский находится в заключении, пространство для маневра в переговорах с «Сибнефтью» будет оставаться весьма ограниченным.
* Признаны в России иностранными агентами.